FullHistoria

Подробно о истории

Петр 1  и  духовенство
Страница 2

История » Государственный строй эпохи Петра I, сословная реформа » Петр 1  и  духовенство

Вступив на патриарший престол, Никон стал активно распространять и утверждать во всех российских церквах благозвучное пение, а также пение по нотам. Для этой цели он даже вызывал в Москву из Греции знатоков по этому вопросу.

В,Ф,Иванов пишет, что проводом к расколу русской церкви послужило рабское преклонение Никона перед греками и забвение истории своей церкви. Он рабски следовал византийским образцам.[22]

При Никоне в Москве появляются греческие амвоны, греческие архиерейские посохи, греческие клобуки и мантии, греческие живописцы и т.п. Никон приказывал отбирать иконы нового письма, что многих православных приводило в недоумение. В то же время подражание грекам было, мягко говоря, не совсем оправданным. Большинство греческих книг печаталось в «латинских землях», понятно, что в них порой присутствовали мысли, отличные от русской православной традиции.

Полным ходом продолжался процесс исправления книг. Одновременно с этим принимались, решения и об исправлении обрядов, для чего созывались соборы, и на соборе 1656 г. впервые занялись вопросом о двоеперсии. Между тем в народе проявлялся ропот на новшества: новых книг местами не хотели принимать, считая их испорченными.

Таким образом, к середине CUII века духовенство оказалось в глубоком кризисе. Постепенно оно лишается своих привилегий. В 60-х годах CUII столетия происходит окончательный раскол русской церкви. Никон был низложен, многих священников лишили церковной службы. Русская церковь разделилась на два враждебных друг другу лагеря. Борьба со старообрядчеством принимает широкие масштабы и охватывает разнообразные слои и группы населения. Преследование старообрядцев продолжалось долгие годы. Православие стали насаждать насильственно даже среди нерусского населения.

Все эти события предопределили упразднение патриаршества, а также церковную реформу Петра 1.

С именем Петра Великого связана одна из наиболее радикальных церковных реформ. В его душе отсутствовал дух благочестия, а потому он мало дорожил формами православной веры. Не вероисповедание как таковое, не блеск церковных богослужений не занимали царя. Он вспоминал о Боге лишь от случая к случаю.

Первые церковные распоряжения Петра проводились совершенно без всякой попытки теоретического оправдания и без всякого заранее обдуманного плана. Напротив, они носили как будто чисто практический характер, даже отчасти полицейский. Заранее обдуманно было только упразднение патриаршества. Петр на собственном опыте убедился, что патриаршество является головой церковно-феодальной реакции, крайне враждебной его меркантилистским новшествам, поэтому одной из первых его мер было ограничение патриаршей власти. Одним ударом он уничтожил судебную юрисдикцию патриарха, на которую не осмелилось посягнуть в 1649 г. правительство царя Алексея, распределив все судебные дела, подведомственные ранее патриарху, по различным приказам. В ведении Патриаршего приказа остались только духовные дела, о расколах, ересях и т.п. Патриаршество лишалось прежнего влияния, значительной части доходов и огромной области своего былого ведения.

При Петре государство стало постоянно вмешиваться во все церковные дела, и в первую очередь в управление несметными богатствами церкви. Царь во всем стремился навести «железный порядок», а в церковных делах в особенности. В церковных доходах он видел большую государственную прибыль. При нем Церковь уже не была независимым социальным институтом, духовный владыка уже не приравнивался к государю. Церковь было решено ввести в общий порядок государственной жизни, подчинить ее общей системе государственного правления, как одну из ветвей, и духовное управление превратить и поставить наряду со всеми коллегиями.

Патриарший дом, дела архиерейские и монастырские было велено вести Мусину-Пушкину. Все церковное имущество: вотчины, оброчные статьи, Церковные вклады, были передано в ведение Монастырского приказа. Затем последовало и прямое отчуждение церковных земель в виде продажи или пожалования отдельным лицам. Духовенству были определены весьма скромные оклады содержания. По ведению царя все монастыри были переписаны. Они стали облагаться поборами, и обязаны были исполнять тяжелые повинности. С монастырей требовали: лошадей, каменщиков, кирпичников, столяров, кузнецов, печатников, денег, серебренную посуду и т.д.

Ближайшая цель учреждения Монастырского приказа в 1701 году была фискальная. Монастырский приказ служил делу секуляризации церкви, и подготовить почву, на которой совершенно безболезненно и естественно вырос святейший Синод. В сущности говоря, с !?01 г. уже начинается слежение церкви государству. Монастырский приказ достигал этого двумя путями: во-первых, он окончательно уничтожил экономическую зависимость церкви от государства и систему «кормлений», и, во-вторых, он ввел обиход церковного управления формальное руководящее участие светских учреждений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Заключение.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя ...

Быт Александра I в последние годы жизни в период реакции. Народные легенды о смерти императора
Пocлeдниe гoды цapcтвoвaния были peзким пoвopoтoм oт либepaлизмa к гнeтyщeй peaкции. Bo глaвe пpaвлeния cтaл Apaкчeeв c eгo yтoпичecкoй мeчтoй зacтaвить вcю Poccию жить пoд бapaбaн. Этoт гpyбый, жecтoкий вpeмeнщик нe мoг, кoнeчнo, внecти yмиpoтвopeния в дyшy Aлeкcaндpa. Boлeй-нeвoлeй eмy пpиxoдилocь инoгдa пpeпoднocить Гocyдapю нe тoльк ...

«Лазаревская эпоха»
В марте 1826 года был обнародован указ государя-императора Николая I, официально вернувший нашему городу имя, данное ему при основании: «… город не именовать впредь Ахтиаром, но всегда Севастополем». Николай I много ездил по стране, часто бывая в Крыму и в Севастополе. Поскольку он был убеждён, что без сильного флота нет могущественной ...