Петр 1 и духовенствоСтраница 1
История » Государственный строй эпохи Петра I, сословная реформа » Петр 1 и духовенство
Наиболее сложным образом складывались отношения Петра с духовенством. Рассматривая их необходимо, прежде всего, обратиться к существу русской православной традиции.
Первоначально организация русской церкви начала формироваться вскоре после крещения Руси. Сначала это была митрополия константинопольская патриарха.
В Древнерусском государстве церковь занимала неоднозначное место. «Ряд церковных историков, - пишет Ю,Ф,Козлов, например, - характеризуя сущность христианства, показывая развитие православной церкви, отмечают, что…сословные отношения на Руси ничуть не изменились»,[20] имея при этом в виду, что они не изменились с языческих времен. Рабство как существовало при древней религии, так и осталось при новой; церковь, якобы не оказывала никакого идеологического влияния на общественный порядок, наоборот, служила примером эксплуатации людей.
С такими умозаключениями, конечно, согласиться нельзя. Разве красота и прелесть исполнения христианских культов и обрядов, элементы богослужения не подняли христианина на ступень выше язычника? Разве распространение христианства и становление русской церкви не оказали влияния на развитие духовной культуры на Руси, и особенно грамотности? Русь получила возможность читать и писать, расширять свой кругозор главным образом с помощью появившихся в арсенале христианской церкви возможностей.
Безусловно, в социально-экономическом отношении церковь являлась феодальным собственником. Причем она отличалась от светских феодалов /князей и бояр/ не отчуждаемостью этой собственности и принадлежностью ее целому обществу, т.е. церковной организации, а не какому-то лицу или роду.
С 1589 года самую высшую ступень в церковной иерархии стал занимать патриарх, который являлся главой церкви и вместе с тем епархиальным архиереем.
Главным содержанием деятельности всех служителей культа является утверждение православия в России и его использование на всей территории. Церковь распространяла свое влияние не только в сфере прямого исполнения религиозных обязанностей, но и в других направлениях: книгопечатание, иконописание, образование, культура, духовные встречи и чтения, проявление гуманности и милосердия, попечение инвалидов и больниц, детских домов и т.д. Особое внимание обращалось на содержание и характер образования. Основными учебниками учителей из духовенства были Псалтырь и Часослов, – богослужебные книги с текстами молитв.
С тем, чтобы уменьшить воздействие на православных верующих, в России были запрещены ввоз и распространение иностранной печатной литературы, за исключением греческой. Связи русского населения с иностранцами неправославной веры были ограничены, запрещали посещать кирхи лютеран и кальвинистов, а всем иноземцам – церкви.
Следует заметить, что дворянство весьма ревниво наблюдало за всем церковным хозяйством и принимало меры против его роста.
Одним из наиболее рьяных приверженцев православной веры был отец царя Михаила Федоровича, ставший в 1619 году патриархом Московским и все я Руси – Филарет. Закаленный Смутой и воспитавший народ в ненависти к иноверцам, преследовавший любое инакомыслие и проявлявший жестокость, в сущности, ничего положительного и значительного русской православной церкви не дал. Уже тогда наметился процесс разрушения церковных уставов, что закономерно вело к полному расколу в патриаршестве.
Русское духовенство традиционно не относилось к бедным сословиям. Имея колоссальные доходы, духовенство тратило их большей частью на содержание дворцов, убранство церквей и монастырей, пускалось в хозяйственный оборот.
Роковую роль в русском православии сыграл патриарх Никон, способствующий расколу русской церкви. Об этом церковном деятеле следует сказать особо.
Историки признают Никона / в миру Никита/ одним из самых могучих деятелей CUI века.[21]
Будучи Новгородским митрополитом, Никон бдительно следил, чтобы богослужение совершалось с большой точностью, правильностью и торжественностью, А в то время, надо, сказать, несмотря, на набожность наших предков, богослужение велось в высшей степени не благолепно, потому что для скорости разом читали и пели разное. Для благочиния Никон уничтожил «многогласие» и заимствовал киевское пение вместо так называемого «раздельноречного», очень неблагозвучного.
В 1651 году, приехав в Москву, Никон посоветовал царю перенести мощи митрополита Филарета из Соловецкого монастыря в столицу и этим загладить грехи Ивана Грозного перед святителем. Никона самого отправили в Соловки за мощами.
За время отъезда Никона скончался патриарх московский Иосиф. На патриарший престол избрали Никона; он отвечал отказом на свое избрание. Царь и его окружение стали уговаривать Никона принять высокий духовный сан, на что тот отвечал, что сделает это при условии, если царь, бояре и все православные дадут торжественный обет перед Богом строго следовать христианской традиции.
Иосиф в детстве и его первое образование. Горийское духовное училище
В 1886 году Иосиф, грузинский мальчуган с незаурядными интеллектуальными данными из очень бедной семьи предпринимает попытку поступить в Горийское православное духовное училище, однако ему это не удаётся сделать по той простой причине, что в этом училище преподавание ведётся на русском языке, которым он совершенно не владеет. (Много лет ...
Репрессии в органах
государственной безопасности
Чистки в органах ВЧК—ОГПУ—НКВД проводились задолго до 1937 года. Ещё в начале 1920-х годов из «органов» был убран ряд «излишне активных» деятелей красного террора. В ходе борьбы с левой оппозицией были репрессированы некоторые чекисты, сочувствовавшие ей. Крупная чистка была проведена, когда ведомство возглавил Ягода.
В сентябре 1936 Я ...
Причины войны
По мнению Фукидида, истинная причина войны состояла в том, что своим богатством и влиянием афиняне стали внушать опасения спартанцам, и это вынудило их начать .войну. В объяснениях своих Фукидид исходил из той политической ситуации, которая сложилась после греко-персидских войн. Война между Афинами и Пелопоннесским союзом подготовлялась ...