FullHistoria

Подробно о истории

Развитие образования и просвещения

История » Русская культура в первой половине ХIX века » Развитие образования и просвещения

Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в это время он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство было неграмотным или малограмотным. В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативнее тенденции. Результатом этой консервативной политики правительства явился очень слабый рост, прежде всего низших и средних учебных заведений, а, следовательно, крайне замедленное расширение круга людей, обладающих основами знаний. Ведь даже в середине 30-х годов XIX века учащиеся средних учебных заведений, то есть гимназий, пансионов, военных и духовных училищ составляли всего 379 тыс. человек на 51 миллион населения, то есть около 0,7%. Государственные деятели наряду с ощущением нехватки образованных людей, боялись широкого просвещения народа. Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципам, воспитывающими монархические чувства. Образование было доступно в основном привилегированным слоям населения, повышенная плата за обучение больно ударяла по малоимущим слоям молодежи стремившихся к знаниям. Только ценой невероятных усилий и лишений удавалось выходцам из низших сословий получать желаемое образование. Тем не менее, количество обучающихся в гимназиях и высших учебных заведениях разночинцев возрастает.

Однако даже в этих сложных условиях образование продолжало развиваться.

Открывались приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства открывались и другие учебные заведения – кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование давало право поступать в университет. Образцовым учебным заведением стал с 1911 г. Знаменитый Царскосельский лицей, где получили образование такие известные личности как: А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.М. Горчаков, Д.А. Толстой и др.

Широко распространена система домашнего образования. Система женского образования развита незначительно. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних специальных учреждений). В Москве и Петербурге были созданы школы ля девушек, отцы которых имели оберофицерское звание, а так же открылись несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев.

Открывались новые университеты. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, технологический, строительный, межевой институты, высшее училище правоведения, Лазаревский институт восточных языков и др.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. Выходцы из недворянских слоев стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды русской интеллигенции.

Распространению знаний способствовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Московское общество испытателей природы, Общество истории и древностей российских, Общество любителей российской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о выдающихся достижениях, финансировали различные исследования.

Помимо государственных типографий, развивалось частное книгоиздательство. Оживилось газетное и журнальное дело.

В 1914 открылась первая публичная библиотека, а вслед за ней открывались публичные и платные библиотеки в провинциальных городах.

Стали открываться общедоступные музеи, и что примечательно более быстрыми темпами в более провинциальных городах.

Бои за Иерусалим
Итак, арабские государства не признали законности нового еврейского государства. Они сразу начали борьбу. Численность боеспособных подразделений, выставленных арабами, не шла ни в какое сравнение с численностью их населения. В общей сложности они направили на фронт около 20 тысяч солдат. Арабские военачальники были так уверены в скорой ...

Оценка правления Александра III в исторической науке
Дореволюционные историки Г. П. Анненков, К. Н. Корольков, В. В. Назаровский — представители официальной дворянской историографии — оценивали правление Александра III с субъективно-идеалистических, апологетических позиций. Характерной особенностью историографической ситуации начала XX в. являлось то, что для контрреформ 80-х еще не наст ...

Укрепление диктатуры пролетариата
К весне 1919 г. на основе союза рабочего класса и трудового крестьянства были достигнуты серьезные успехи в укреплении Советской власти. По всей стране прошли перевыборы волостных и сельских Советов, в ходе которых из Советов были изгнаны кулаки и их подголоски. Перевыборы показали огромный рост доверия трудящегося крестьянства к Коммун ...