FullHistoria

Подробно о истории

Преобразования в государственном аппарате и государственное управление в XVIII в. Государственный аппарат Российской империи в первой половине XIX в. Реформы и контрреформы в России во второй полови
Страница 5

История » История государственного управления в России » Преобразования в государственном аппарате и государственное управление в XVIII в. Государственный аппарат Российской империи в первой половине XIX в. Реформы и контрреформы в России во второй полови

Наличие многочисленных высших комитетов, подменявших высшие и центральные государственные органы, свидетельствовало о чрезмерной централизации государственного управления.

Таким образом, реформы Александра I предполагали осуществить в определенных пределах разделение властей (Государственный Совет, императорская Канцелярия, Комитет министров), сохраняя доминирующее положение императорской власти. Министерская реформа способствовала дальнейшей централизации управления. Одновременно (при Николае I) усиливается роль политической полиции и государственного надзора.

В середине XIX в. аграрный вопрос стал острейшей проблемой всей жизни России. Кризис крепостнической системы достиг такой стадии, когда развитие хозяйства на феодальных принципах становилось невозможным. За отмену крепостного права стали выступать не только радикалы и либералы, но и консерваторы.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Практические условия освобождения определялись «Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Реформа 1861 г., названная Великой, действительно создала условия для развития буржуазных отношений и повлекла за собой преобразования во всех сферах жизни общества. Вместе с тем она носила половинчатый характер, представляя собой сложный компромисс между государством и обществом, между помещиками и крестьянами, между различными общественно- политическими течениями. В итоге результатами реформы оказались недовольны обе стороны – и помещики, и крестьяне. Первые лишились даровой рабочей силы и ощущения своего беспредельного могущества по отношению к крестьянам, вторые - не получили той земли и воли, о которых мечтали и за что боролись зеками. Для России 2 пол. XIX в. характерна череда реформ и контрреформ, целенаправленно проводившихся государством. Причем в период радикальных реформ, модернизации традиционных устоев жизни преобладала западническая ориентация, во время стабильного состояния общества - консервативная, русофильская.

Государственные реформы 1860 — 70-х гг. отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с тем стремились сохранить господствующее положение дворянства в политической и государственной системах.

Реформы получили в истории название Великих, буржуазных, либеральных. В этот период правительство предприняло одну из наиболее последовательных попыток модернизации основных сфер жизни: социально-экономической, политической, культурной.

В целом реформы 1860 - 70-х гг. создали условия для прогресса в жизни российского общества. Соответствуя общественным потребностям, они обеспечивали модернизацию России без потери ею самобытного характера.

В 1870 - 80-е гг. в государственном аппарате происходят изменения.

Император сохранял закрепленный в Основных законах Российской империи статус неограниченного монарха.

Высшим совещательным учреждением оставался Государственный Совет, на который в ходе реформы легли задачи по рассмотрению большого количества законопроектов и по кодификационной работе. При государственном Совете образовывались различные комитеты (Западный. Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия). Один из таких комитетов со временем превратился в важный орган государственного управления, став Комитетом министров.

Сенат продолжал сохранять положение высшего судебного органа государства.

Аппарат министерств в этот период был значительно перестроен, многие из них стали создавать свои местные органы. Развитие капитализма в стране выдвинуло на первый план такие отраслевые ведомства, как Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Главный комитет железных дорог, Министерство финансов. Важную роль в пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Конструирование образа врага
Для советского менталитета стало характерно однозначное разделение окружающих на «своих» и «чужих». «Чужаком» мог стать любой, кто не вписывался в навязанную «сверху», извне систему ценностей. Образ врага (врага страны, общества, а вместе с ним – и рядового советского гражданина) конструировался официальной пропагандой. По прошествии л ...

Пережитки советской ментальности в посткоммунистической России
В ХХ веке западный мир ушел далеко вперед в своем развитии. Современной России приходится усваивать чужую культуру, чужие ценности, порой не считаясь с вековыми традициями. Слабость российского либерализма – убеждённость в универсальности, абсолютности, объективности законов развития общества. Фактически эта установка является марксистс ...

Общественный строй восточных славян
Во главе восточнославянских союзов племенных княжеств стояли князья, опиравшиеся на военно-служилую знать – дружину. Князья были и в более мелких общностях – племенных княжествах, входивших в союзы. Сведения о первых князьях содержатся в Повести временных лет. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «кня ...