FullHistoria

Подробно о истории

Заключение
Страница 1

История » Реформы Сената XVIII века » Заключение

В данной работе я всесторонне раскрыла сущность и проблемы реформирования высшего органа власти в России – Сената XVIII века.

Подводя итог данной работы, я могу утверждать, что развитие высшего государственного управления было обусловлено внутренними потребностями страны, ее международным положением и имело исторически прогрессивный характер.

Создание 13 коллегий, вместо 80 существовавших в XVII веке приказов, обеспечило абсолютной монархии централизованный ведомственный аппарат и являлось большим прогрессом в развитии высшего управления.

Развитие системы высших органов шло в направлении окончательного оформления абсолютизма в соответствии со следующими основными закономерностями: усилении власти царя; полной ликвидации пережитков сословно-представительной монархии; бюрократизации государственного аппарата, выразившейся в консолидации однородных функций управления; установлении стройной системы подчиненности низших органов высшим; организационном отделении присутствия от канцелярии; складывании чиновничества – особой касты людей, назначаемых царем и формально только перед ним ответственных.

В целом система высших органов государства получила более совершенную организацию, были четко определены компетенция, место и роль каждого звена в иерархии государственных органов. Одновременно шел процесс бюрократизации состава высших органов, разрыв с сословным принципом комплектования.

Наиболее характерными признаками сложившейся в этот период системы государственных органов были: централизация управления; более четкое разграничение компетенции как между высшими и местными органами, так и между учреждениями одной ступени; их единообразное устройство и строгая регламентация деятельности, установление государственного надзора.

В результате реформ государственного управления образовалась огромная армия чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, тем в большей мере он был подвержен болезни, которая свойственна любой бюрократии – коррупции (взяточничеству и казнокрадству), которая особенно разрастается в условиях бесконтрольности и безнаказанности.

Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными – его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

Деятельность по реформированию Сената в некоторое время замедлялась, но не прекращалась. Так реформирование Сената продолжается и в современное время – наши дни.

Изучая вопрос о правовом положении Сената XVIII, нельзя избежать сравнения с современным Федеральным Собранием Российской Федерации. В этой связи хотелось бы выразить мнение о том, чтобы современный парламент не стал послушным орудием политического руководства страны и не превратился в «карманный государственный орган». Ведь граждане России платят свои налоги не для того, чтобы перед ними разыгрывали фарс наподобие Правительствующего Сената XVIII.

[1] Петровский С. О Сенате в царствование Петра Великого, М., 1875 г., с. 27-28.

[2] Ибрагимов А. К. - аспирант кафедры «Теории и истории государства и права» Российской Правовой академии Министерства Юстиции Российской Федерации.

[3] Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М.-Л., т. I, с. 201.

[4] Филиппов А.Н. Правительствующий Сенат при Петре Великом и его ближайших преемниках. СПб., 1911, с. 799.

[5] Неволин К.А. Полное собрание сочинений, т. 6. СПб., 1889, с. 214.

[6] Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М.-Л., 1945, с. 197-200.

[7] Ивановский В. Государственное право. Известия и ученые записки Казанского университета. По изданию №5, 1895 г. – №11, 1896 г.

[8] Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М.-Л., 1945, с. 197-198.

[9] Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I, т. I, с. 338, 342.

[10] Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I, т. I, с. 352-355.

[11] Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого/Под ред. Н.В. Калачева. СПб., 1881, т. I, №21.

[12] Сташенко Л.А. Фискалы и прокуроры в системе государственных органов России первой четверти XVIII века. – Вестник МГУ, серия 12. Право, 1966, №2.

[13] Петровский С.А. О Сенате в царствование Петра Великого. М., 1875, с. 34, 254.

Страницы: 1 2

Внешняя политика России в первой половине XIX века.
В начале XIX в. во внешней политике России определяются два направления: ближневосточное – борьба за укрепление своих позиций в Закавказье, на Черном море и на Балканах; европейское – участие России в коалиционных войнах против наполеоновской Франции. Присоединение Грузии к России. В 1780-90-е гг., в связи с опасностью турецкой и иранс ...

Скромный любитель бесславия
Если подавляющее большинство композиторов в своей жизни страстно искали славу, то Дебюсси - наоборот. Он ни разу в жизни не бывал на постановках собственных опер и отвергал славу, которая пришла к нему в конце жизни. Ну а по поводу своей музыки он всегда скромно говорил: Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал . ...

1941 Стратегическая оборона.
Немецкая авиация еще затемно 22.06.1941г. пересекла границу и уничтожила около 1200 советских самолетов, большинство из них сгорело на земле, не успев взлететь. Попытки нанести удары по базам Балтийского и Черноморского флотов были сорваны частями ПВО. За несколько дней немцем удалось прорваться далеко вглубь страны по 3-м направлениям ...