Аравийские городаСтраница 1
История » Особенности поселенческой структуры общества на Востоке » Аравийские города
Многие считают, что аравийский город, подобно раннесредневековой Европе, был всего лишь разросшимся укрепленным поселением и резиденцией феодального правителя. Чтобы в этом разобраться, обратимся к наиболее крупным оседлым центрам северной Аравии в XIX- начале XX века.
Во второй половине XIX- начале XX века в стране имелось не менее полудюжины городов с населением свыше 10 тыс. жителей в каждом. Ядро северо-аравийского города, как в прочем и городов Средней и Передней Азии составляли цитадель и примыкавшая к ней площадь, на которой приезжие оставляли своих верблюдов, и отходивший от этой площади базар, где находились мастерские ремесленников и лавки купцов. К этому центральному ансамблю, с одной стороны, примыкали аристократические, с другой - плебейские кварталы. Как правило, весь город был обнесен одним или двумя рядами стен с запиравшимися на ночь воротами. Как и во многих других странах Передней Азии, в Аравии большинство селений также было окружено стенами и имело защитные башни; таким образом, в противоположность городам средневековой Европы, город здесь отличался не столько наличием, сколько мощностью своего укрепления.
Цитадель олицетворяла собой город как политическую резиденцию, в ней жил феодальный правитель или его наместник; в самой цитадели или в примыкавших к ней домах и казармах находился гарнизон, где жили рабы и слуги правителя. Сюда поступали налоги, здесь заседал феодальный совет и суд, здесь же, на Замковой площади, творилась расправа.
В аристократических кварталах жили «благородные» горожане. В своей массе это была осевшая бедуинская знать, часто потомки тех бедуинских шейхов, которые некогда захватили город или положили ему начало поселением своих вольноотпущенников. Как правило, эти «благородные» являлись крупными и средними феодальными собственниками, владевшими землями и стадами скота; некоторые из них одновременно занимались торговлей и ростовщичеством. В ряде городов внутренней Аравии городские феодалы вместе со своими слугами и рабами жили в укрепленных домах с высокими защитными башнями, напоминавших маленькие цитадели. Некоторые «благородные», будучи богатыми, занимались караванным извозом, розничной торговлей, земледелием - в городах считалось, что все эти занятия в противоположность ремесленному труду, не унизительны для родовитого человека. Базар в небольших городах был как бы незначительным придатком к аристократической части города, нужды которой он главным образом и обслуживал. Несколько мастерских, в которых семья ремесленника выделывала и тут же продавала свои изделия, перемежались с лавчонками мелочных торговцев и помещениями, арендованными приезжими купцами. Последние торговали по преимуществу предметами роскоши - привозными тканями и одеждой, оружием, кофе, пряностями, благовонием, которые в большом количестве покупались аристократией. В городах покрупнее базар разрастался, распадаясь на несколько специализированных ремесленных рядов и базаров. Разрасталось и поселение ремесленников и торговцев, образуя несколько кварталов, лежащих частью внутри, частью за пределами первоначальных городских стен. Ремесленники без торговцев составляли большинство, а ремесленники и торговцы вместе - две трети городского населения.
Основную массу потомственных ремесленников-профессионалов в городах, также как в селениях и кочевых племенах, составляли сунна. И здесь сунна являлись резко обособленной взаимобрачной группой смешивавшейся только с вольноотпущенниками. Встречались ремесленники-иностранцы, например египтяне в Медине. Чем больше был город, тем детальнее была специализация ремесленных профессий. Если в маленьких городках, как и в крупных селениях, контингент ремесленников сводился в основном к кузнецам, деревообделочникам, кожевникам, плетельщикам циновок, то, например, в Анайзе и в Бурайде Даути отметил почти все перечисленные выше специальности.
Важным показателем развития ремесленной деятельности было наличие сложившихся центров специализированного производства тех или иных изделий, вывозившихся за пределы области. Полного разделения труда между городом и деревней не сложилось. Все города без исключения были окружены кольцом финиковых насаждений и полей, в одних случаях лежавших под стенами города, в других - заключенных в пространстве между первой и второй городскими стенами. Полгрэв следующим образом описывает столицу Джебель-Шаммара Хаиль: « . это был вполне выросший город, и занимаемое им пространство могло бы вместить 300 и более тысяч жителей, если бы его улицы и дома были расположены с такой же компактностью, как дома и улицы Брюсселя и Парижа, но число горожан не превышает здесь 20-22 тыс. человек из-за множества больших садов, пустырей и полей, включенных в пределы внешних стен города .».
Культура восточных славян в VI-VIII веках. Различные
сферы культуры восточных славян до появления Древнерусского государства и
принятия христианства
Яркий свет на первобытную историю человечества, в том числе славян, пролили лишь археологические исследования. Благодаря последним, было установлено наличие различных символик.
Титульная символика каждого государства являет собой духовное постижение мира, своего удела в нем и самопознание народа.
В языческие времена Киево-Новгородской ...
Творчество акынов-заманистов Калыгула Бай уулу и Арстанбека Бойлоша уулу
Калыгул Бай уулу
(1785–1855 годы). Его считают видным представителем феодально-байской идеологии. В своем основном произведении «Акыр заман» («Конец мира») он воспевал ушедшие времена, осуждал феодальные междоусобицы, призывал манапов к мирной жизни. Некоторые его стихи глубоко лиричны. представитель течения «заманизма» – историко-фило ...
Варяжский элемент
Договор Игоря с греками заключили в 945 г. послы от киевского правительства и гости, купцы, которые вели торговые дела с Византией. Те и другие говорят о себе в договоре: "мы от рода русского ели и гостье". Все это были варяги. В перечне 25 послов нет ни одного славянского имени; из 25 или 26 купцов только одного или двоих мож ...