Сельское хозяйство как основная отрасль феодальной экономикиСтраница 2
История » Экономика феодальной России » Сельское хозяйство как основная отрасль феодальной экономики
В XIV–XV вв. начался переход к трехполью,
делившему пашню на три части (яровое–озимое–пар). Оно связывало в единый комплекс совершенные орудия земледельческого: труда, наиболее оправданный ассортимент культур и соответствующую агротехнику. Основной предпосылкой распространения новой системы земледелия стало усовершенствование пахотных орудий труда, изобретение и введение в хозяйственную практику плуга, бороны и других орудий.
Повсеместный переход к трехпольному севообороту – крупнейшее достижение земледелия в России. Его внедрение произвело переворот в агротехнике и использовании земли. Трехполье явилось средством земледельческого освоения новых земель, создало условия для массового возделывания озимой ржи, наиболее подходящей для лесной полосы культуры – гречихи, обладавшей ценнейшими питательными свойствами.
Урожайность хлебов в феодальный период отличалась чрезвычайной пестротой. Она зависела от множества факторов – природно-климатических, социально-экономических, политических и иных.
При господстве трехполья плодородие во многом зависело от состояния животноводства. Обеспеченность скотом определяла уровень производства зернового хозяйства. Продукты животноводства со временем заняли ведущее место среди товаров, поступавших на внутренний рынок.
В XVII в. наблюдался прогресс животноводства. Он выражался в выделении районов, где эта отрасль становилась преобладающей, наиболее приспособленной к рынку. Это Архангельская губерния, Ярославский, Вологодский уезды. В следующем столетии в черноземной полосе и на юге широкое развитие получило коневодство, в том числе специализированное (беговые лошади, тяжеловозы, племенное коневодство).
Экономика феодального общества базируется на соединении крупного землевладения с мелким крестьянским держанием. Крестьянин производит на земельном наделе необходимый для себя продукт и прибавочный продукт для феодала.
Становление и развитие феодальной собственности и феодальной зависимости сельского населения в Древней Руси шло по трем линиям:
– во-первых, через «окняжение» земель, обложение общинников данью, перераставшей в ренту, и формирование государственного («черного») землевладения;
– во-вторых, посредством постепенного выделения безземельных крестьян, попадавших в поземельную зависимость, и аллодистов, становившихся феодалами;
– в-третьих, через обращение населения в зависимых земледельцев.
На протяжении раннего и зрелого феодализма в России существовали следующие формы земельной феодальной собственности: земли «черные» под властью монарха; земли дворцовые; земли светских и
духовных феодалов. Класс феодалов состоял из двух основных сословий: светских и духовных землевладельцев. Оба сословия подразделялись на различные разряды и группы.
В период раннего феодализма патриархально-общинная собственность постепенно уступала место феодальной. Верховным собственником земли выступал великий князь, обладавший правом судить и собирать дань. В период образования централизованного государства владения московского князя расширялись за счет захваченных или купленных у других князей земель.
Главным источником создания и расширения светских и духовных феодальных владений были «черные» («черносошные»)
Юлиан, Ульпиан, Павел, Гермогениан об обычае ( II –
IV в. н.э.)
Будучи одной из самых ранних форм права, обычай остался прежним с точки зрения способа выражения и порядка обеспечения правовых норм. Это объясняется связью обычая как формы права с общественным и личным правосознанием и правовым поведением. В отличие от судебной деятельности, изданных законов и заключенных договоров, которые являются п ...
Манштейн идет!
21 ноября 1942 года штаб 11-ой армии, дислоцированный в районе Витебска, получил приказ ОКХ. Приказ гласил, что с целью более чёткой координации действий армий, участвующих в тяжёлых, оборонительных боях западнее и южнее Сталинграда, штаб 11-ой армии под командованием генерал-фельдмаршала Манштейна в качестве штаба группы армий «Дон» до ...
Культура Армении
С 7 в. н.э. Армения
была форпостом христианства в окружавшем ее мусульманском мире. В армянской (монофизитской) церкви сохранялись традиции восточного христианства, противостоявшего как его западной, так и восточной ветвям, от которых она была изолирована. После утраты Арменией независимости (1375) именно церковь содействовала выживани ...