Сельское хозяйство как основная отрасль феодальной экономикиСтраница 2
История » Экономика феодальной России » Сельское хозяйство как основная отрасль феодальной экономики
В XIV–XV вв. начался переход к трехполью,
делившему пашню на три части (яровое–озимое–пар). Оно связывало в единый комплекс совершенные орудия земледельческого: труда, наиболее оправданный ассортимент культур и соответствующую агротехнику. Основной предпосылкой распространения новой системы земледелия стало усовершенствование пахотных орудий труда, изобретение и введение в хозяйственную практику плуга, бороны и других орудий.
Повсеместный переход к трехпольному севообороту – крупнейшее достижение земледелия в России. Его внедрение произвело переворот в агротехнике и использовании земли. Трехполье явилось средством земледельческого освоения новых земель, создало условия для массового возделывания озимой ржи, наиболее подходящей для лесной полосы культуры – гречихи, обладавшей ценнейшими питательными свойствами.
Урожайность хлебов в феодальный период отличалась чрезвычайной пестротой. Она зависела от множества факторов – природно-климатических, социально-экономических, политических и иных.
При господстве трехполья плодородие во многом зависело от состояния животноводства. Обеспеченность скотом определяла уровень производства зернового хозяйства. Продукты животноводства со временем заняли ведущее место среди товаров, поступавших на внутренний рынок.
В XVII в. наблюдался прогресс животноводства. Он выражался в выделении районов, где эта отрасль становилась преобладающей, наиболее приспособленной к рынку. Это Архангельская губерния, Ярославский, Вологодский уезды. В следующем столетии в черноземной полосе и на юге широкое развитие получило коневодство, в том числе специализированное (беговые лошади, тяжеловозы, племенное коневодство).
Экономика феодального общества базируется на соединении крупного землевладения с мелким крестьянским держанием. Крестьянин производит на земельном наделе необходимый для себя продукт и прибавочный продукт для феодала.
Становление и развитие феодальной собственности и феодальной зависимости сельского населения в Древней Руси шло по трем линиям:
– во-первых, через «окняжение» земель, обложение общинников данью, перераставшей в ренту, и формирование государственного («черного») землевладения;
– во-вторых, посредством постепенного выделения безземельных крестьян, попадавших в поземельную зависимость, и аллодистов, становившихся феодалами;
– в-третьих, через обращение населения в зависимых земледельцев.
На протяжении раннего и зрелого феодализма в России существовали следующие формы земельной феодальной собственности: земли «черные» под властью монарха; земли дворцовые; земли светских и
духовных феодалов. Класс феодалов состоял из двух основных сословий: светских и духовных землевладельцев. Оба сословия подразделялись на различные разряды и группы.
В период раннего феодализма патриархально-общинная собственность постепенно уступала место феодальной. Верховным собственником земли выступал великий князь, обладавший правом судить и собирать дань. В период образования централизованного государства владения московского князя расширялись за счет захваченных или купленных у других князей земель.
Главным источником создания и расширения светских и духовных феодальных владений были «черные» («черносошные»)
Российская империя (XVIII в.). Внешняя
политика Петра I.
Петр I принял титул императора в 1721 году (хотя фактически правил с 1689г.) и наименование «Великий»; Россия была провозглашена империей. В итоге петровских преобразований Россия стала сильным европейским государством. При Петре I произошло совершенствование государственного аппарата, что сопровождалось оформлением в России абсолютной ...
Призыв варяжских князей. Правление Рюрика.
После изгнания варяг кризис не кончился – началась междуусобица «и не было справедливости в управлении, и род восставал на род, и началась междуусобица». Тогда они собрались на вече и решили избрать себе правителя из иноземцев. Было отправлено посольство в Варяжскую землю. Прейдя туда, послы сказали варягам: «Земля наша велика и обильна ...
Даосизм в книге «Книга “Гуань-цзы” (VII
в до н.э.) Гуань Чжуна»
Пустотное, не имеющее формы, зовется Путем. А то, что рождает и вскармливает все вещи, зовется Силой. Отношения между государем и подданным, отцом и сыном зовутся долгом. Повышение и понижение в должности, поклоны при встрече, взаимная уступчивость в обращении, различие между близкими в дальними — все это зовется ритуалом. А образец, по ...
