Источники духовной победы ЛенинградаСтраница 1
История » Источники духовной победы Ленинграда
«И этой недетской печали нам хватит на тысячу лет»
- так называется изданный в 1997 году сборник воспоминаний тех, кто детьми пережил блокаду Ленинграда. Волей судьбы они уже много лет живут в Беларуси и создали организацию «Белорусский союз блокадников Ленинграда». Собрала рассказы когда-то чудом спасённых людей журналист Галина Григорович. Книга была напечатана на благотворительные пожертвования и посвящена детям, внукам и правнукам, то есть и моему поколению в целом.
Когда мы изучаем историю Великой Отечественной войны, то всегда уделяем много внимания соотношению сил противоборствующих сторон: количеству танков, самолётов, солдат, состоянию экономики, внешнеполитическим связям…
Но ведь не менее, а возможно, даже более важны духовные характеристики народа, обеспечившие Победу в этой жестокой битве со злом.
У книги 30 авторов, среди них нет профессиональных литераторов. Детские воспоминания безыскусны и предельно искренни.
В этом небольшом исследовании мне хотелось найти те черты характера, моральные качества, которые помогли этим людям выстоять или благодаря которым многие из них - совсем крохи - были спасены. Ведь именно духовные свойства нашего народа, не учтённые Гитлером, проявились в труднейший для Родины час.
Авторы книги избегают громких слов, например, понятие «патриотизм» встречается всего один раз. Но сами проявления высот человеческого духа - буквально на каждой странице.
Я попыталась их систематизировать и подсчитать, чтобы выяснить, какие же из них встречаются наиболее часто, т.е. были более значимы для Победы.
Результаты получились следующие:
Проявление такого качества, как коллективизм (товарищество, забота друг о друге)
заняло первое место. 39 примеров. Лишь у трёх авторов нет упоминания об этом моральном качестве. Даже в воспоминаниях 5-6 летних детей видно, что люди делились друг с другом чем могли. Бабушка Новаш Тамары Дмитриевны отдавала весь их хлеб семье дворника: те очень бедно жили (с.16). Неофитова Валентина Кирилловна, работавшая медсестрой, была для больных и психологом, и ближайшим другом: говорила с ними, поддерживала, успокаивала… И это тоже было лекарствам (с.38).
Готовность помочь, ответственность и сочувствие
заняли второе место (36 примеров). Васильевой Валентине Денисовне, когда она потеряла карточки, подарили буханку хлеба встретившиеся на улице незнакомые девушки в военной форме. Вряд ли для них это была лишняя буханка, а вот для Вали и её сестры – сохранённая жизнь (с.77). Васильевой Екатерине Фёдоровне тоже помогли не умереть с голоду солдаты. Спасли и пятеро её братьев и сестёр (с.80). Многие из юных блокадников участвовали в отчистке города от трупов. Это совсем не детская, очень неприятная и ответственная работа. И таким людям, как Кривощёкому Ивану Романовичу, Довгалю Николаю Павловичу, Барановской Любови Дмитриевне и другим, снятся до сих пор эти трупы (с.68, с.50, с.72-73). Васильева Валентина Денисовна, учась в четвёртом классе, работала по 6-8 часов в день на уборке урожая. В 13 лет она получила медаль «За оборону Ленинграда». Принимала она её в перебинтованные, израненные недетским трудом руки(c.77). Это о таких, как Валя Васильева, ленинградский поэт Н.Воронов сказал: «Нам в сорок третьем выдали медали и только в сорок пятом - паспорта».
Третье место в рейтинге занимают самоотверженность, изобретательность и стойкость
(по 14 примеров). Гриханова Роза Сергеевна и 8 её подруг - сокурсниц с гидравлического факультета техникума речного флота перевозили снаряды, пищу, людей через Ладогу, вытаскивали трупы из её ледяных вод, и только она знает, как им было тяжело в свои 16 лет на её суровых берегах (с.33). Все, кто работал на расчистке завалов, рисковал жизнью на льду Ладожского озера. Подростки работали в заводских цехах, пока просто не падали от истощения и усталости, как Сигалова Тамара Ивановна (с.135). Изобретательность отразилась во всех воспоминаниях и всех сферах жизни. Начиная с пищи - а употребляли всё: от столярного клея и листьев липы до овчинных шуб и ножек мебели из ореха (с.23,с.146,с.81,с.45,с.176-177) - и заканчивая применявшейся на фронте дезинформацией противника. Так, Новаш Тамара Дмитриевна, попав под обстрел на аэродроме у леса, заметила, что там настоящих самолётов никогда и не было, только фанерные. Немцы их старательно бомбили, а они всё появлялись снова и снова, такие же обманки(с.18-19)…
Система образования в Армении
Система образования
в Армениибыла создана в годы советской власти по образцу российской. С 1998 происходит ее реформирование в соответствии с программой Всемирного банка, на реализацию которой выделено 15 млн. долл. Пересматриваются программы школьного обучения, печатаются сотни новых учебников. В Армении функционируют неполные средние ...
Небоскреб из кубиков
Находкой американского телевидения прошедшего года стало реалити-шоу "The apprentice" ("Ученик"). Его участники боролись за право получить руководящую должность с оплатой $250 000 в год в одной из компаний Дональда Трампа. Вел передачу сам миллиардер. Претендентам на победу давали порулить то одним, то другим предпри ...
Философия власти, общества и взаимозависимости «верхов» и «низов»
Здесь очень важно обратить внимание на то, насколько гармонично феодальная структура децентрализованного военно-политического образования вписывается в привычные для всего Востока принципы охарактеризованного некогда К. Марксом «азиатского» (государственного) способа производства. Если использовать этот марксистский аналитический термин ...