FullHistoria

Подробно о истории

Итоги крещения Руси, его политическое и культурное значение
Страница 1

История » Принятие христианства на Руси » Итоги крещения Руси, его политическое и культурное значение

Крещение Руси – важнейший переломный момент в российской истории, в развитии русской культуры. Для восточнославянского мира это был культурный переворот, положивший начало глубоким изменениям во всех сферах жизни – от мировоззрения до быта и длившийся достаточно долго (до ХVI века).[46]

Появление понятия «русский народ» неотделимо от принятия православия. Влияние религии на самосознание масс было настолько велико, что племенные названия деревенских жителей были заменены на характеристику их религиозной принадлежности – «крестьяне» (т.е. христиане).

Мы не знаем, как произошёл переход от язычества к христианству в сознании самого Владимира, но этот выбор князя ознаменовал собой решительный поворот всей отечественной истории. Язычество не ушло, оно слилось с христианством, придав ему своеобразную окраску. Оно живёт и сегодня в мировоззрении, традициях, фольклоре нашего народа. «Двоеверие» русских – это результат, в том числе и мудрости РПЦ: наряду с открытой борьбой против язычества она попыталась наполнить языческие традиции новым, христианским содержанием.

Важным оказалось то, что православие не проповедовало идеи предопределения. И поэтому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и приемлемо для язычников. Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращённых, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла. Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом…[47]

Русь была признана как христианское государство, что определило иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. Русская Церковь, с самого начала развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных окраин Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населённых финноязычными и тюркскими племенами, не только вовлекала эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала неизбежно болезненные процессы становления многонационального государства, которое впоследствии развивалось не на основе национальной, а религиозной идеи, было государством не столько русским, сколько православным.[48]Заимствование становилось основой для сотрудничества. Из постепенно осваиваемых достижений Византии вырастали ранее неведомые восточным славянам каменное зодчество, иконопись и фресковые росписи, школа и переписка книг.

[1] Белинский В.Г. Собрание сочинений в 7 томах. Т.1. – с. 36-37. – М.: Правда, 1953.

[2] Мезин С.А. История русской культуры X- XШ веков.- М.: ЦГО, 2000.

[3] Гумилёв Л.Н. От Руси до России. – СПб.: Лениздат, 2008.

[4] Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – конец XX века. Учебник для 10-11 классов ОУ. - М.: Просвещение, 2003.

[5] Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. – М.: Наука, 1991.

[6] Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006

[7] Асов А.И. Атланты, арии, славяне: история и вера. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

[8] Кулаков А.Е. Религии мира. – М.: АСТ Астрель, 2003.

[9] Ионов И.Н. Российская цивилизация. С.17-44

[10] Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.: Школа - Пресс, 1994. С.21.

[11] Ионов И.Н. Ук. соч. С.18-19.

[12] Резник Е.В., Чудинова Ю.Ю. Православие. С.53-54.

[13] Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. – С.55.

[14] Там же.

[15] Головатенко А. История России: спорные проблемы. – С.23.

[16] Головатенко А. История России: спорные проблемы. С.22.

[17] Там же.

[18] Там же.

[19] Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. – С.62.

[20] Головатенко А. История России: спорные проблемы. С.24.

[21] Головатенко А. История России: спорные прблемы. С.24.

[22] Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. – С.63. и Гумилёв Л.Н. От Руси до России. – С.55.

Страницы: 1 2

Первый Сионистский конгресс.
«Палестинский» или «Ближневосточный» кризис до сегодняшних дней будоражит мир не только в регионе Ближнего Востока. В его основе лежит спор между двумя народами - арабами и евреями из-за права обладания землей Палестины, на которой эти народы издревле проживали бок о бок. Однако в конце XX в. в среде евреев, проживавших в Европе, сложил ...

Сопротивление государственным репрессиям
В первую очередь пострадали те, кто выражал недовольство творившимся в колхозах произволом: разоблачал действия членов правления колхоза, нарушавших устав сельскохозяйственной артели, открыто выступал с критикой действий местных руководителей. По отчету управления МВД Новосибирской области за июль 1948 г. установлено несколько случаев о ...

Рента в период феодализма
Экономической формой реализации земельной собственности феодалов является рента. Выделяют три вида ренты: отработочная (барщина), натуральная (натуральный оброк), денежная (денежный оброк). В ренте – ее виде, размере, эволюции – проявляется зависимость крестьянина (несмотря на то, что земля принадлежит или частному лицу, или государств ...