FullHistoria

Подробно о истории

Взаимоотношения язычников и христиан в древнерусском обществе
Страница 1

История » Принятие христианства на Руси » Взаимоотношения язычников и христиан в древнерусском обществе

Любая религия – это форма ориентации в мире, которая основана на подтверждении заранее имеющегося мифологического знания. Великие религии (мировые, исторические, традиционные) тем не менее, сильно отличаются от языческих, архаических религий.

Для язычника

основная мировоззренческая и жизненная проблема – отсутствие или наличие магической силы

. Это повышает роль её носителей (вождя, шамана), роль локальной общины, поклоняющейся одним богам, снижает роль морали и права (их замещает ритуал и обычай).

Для верующего великой религии

самое главное – спасение души

после смерти. Жизнь – есть ожидание Страшного суда – этому подчинено и личное, и общественное существование. Пути спасения многочисленны, так же как и пути определения греха, от которого необходимо спастись.

Мораль и право

– стержень этой культуры, ибо они уводят от греха и приводят к спасению. Великие религии сплачивают всех верующих независимо от происхождения в рамках «большого», «неконтактного» общества, государства. В великих религиях функции власти и богослужения (политическая и духовная власть) обычно разделены, если не противопоставлены друг другу (в буддизме, в индуизме). Подчеркнём, что в локальных вариантах великих религий (в том числе в российском православии) немало черт, роднящих их с язычеством: слияние светской и духовной власти, принципиальная нелогичность, этноплеменной характер.[9]

Составившаяся из различных северогерманских (скандинавских), славянских и финских элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце 1 тысячелетия до Р.Х. постепенно превращалась в народность, сплочённую не только политически, но и религиозно.[10]

Накануне религиозных реформ X века у восточных славян племенными языческими богами были: Перун – бог грозы, войны и оружия, покровитель князя и дружины; Хорс и Даждьбог – божества Солнца, Велес (Волос) – бог, защитник домашнего скота и торговли; Стрибог – бог ветра; Семаргл – божество подземного мира, связанное с культом предков и плодородием природы, а также Макошь – единственное женское божество, олицетворявшее женское начало в природе и обязанности женщин (стрижку овец и прядение шерсти).[11] У славян существовали святилища (капища

– от слова капь – идол, изображение), располагавшиеся обычно на вершинах лишённых растительности холмов, «лысых гор». Культ отправляли волхвы –

волшебники, чародеи, гадатели. Языческие славянские календарные обряды и праздники известны и поныне: Новый год, Святки, Масленица, Купала и другие.

Традиционно начало проникновения христианства в русские земли связывают с преданием о путешествии на Русь святого апостола Андрея Первозванного, родного брата апостола Петра. По преданию, апостол Андрей проповедовал христианскую веру в первом веке возле Киева, поставил на одном из холмов большой деревянный крест и предсказал, что с этого места начнётся распространение христианской веры.

Распространение христианства в то время было остановлено нашествием гуннов в конце IV – начале V века.[12]

Исторические скудные сведения о медленном распространении христианства в среде варяжских и славянских дружинников относятся к 1Х веку. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на византийские владения и в торговле с христианами-греками. Перемена веры была делом не слишком удивительным для бродячих дружинников, оторвавшихся от родного племени и проводивших свою жизнь среди чужеземцев.

Наиболее деятельная и воинственная часть восточнославянского общества (торговцы, дружинники), периодически контактируя, соприкасаясь с христианским миром, постепенно знакомились с новой религией. Во многих известных случаях побуждение к крещению было чисто языческим: «чужой бог» оказывался сильнее привычного, племенного. Так сохранились свидетельства о крещении варяжского князя Бравалина в конце VIII в. (этот князь взял после осады греческий город в Крыму Сугдею (Сурож – Судак), разграбил этот город, хотел ограбить и мощи святого Стефана Сурожского, но «был поражён чудесной силой и крестился». [13]) В «Повести временных лет» рассказывается о нападении славян во главе с киевскими князьями Аскольдом и Диром около 864 г. на Царьград. Усердные молитвы императора Михаила и действия патриарха Фотия, по мнению автора «Повести» вызвали бурю, потопившую суда славян. После того, как присланный в Киев епископ поразил славян и своею проповедью и чудом (бросил в костёр Евангелие и потом вынул его из огня невредимым) многие русичи тогда же крестились. [14]

Страницы: 1 2

Внешняя политика России в первой половине XIX века.
В начале XIX в. во внешней политике России определяются два направления: ближневосточное – борьба за укрепление своих позиций в Закавказье, на Черном море и на Балканах; европейское – участие России в коалиционных войнах против наполеоновской Франции. Присоединение Грузии к России. В 1780-90-е гг., в связи с опасностью турецкой и иранс ...

Основные этапы военных действий. Коренной перелом в войне
Война началась вторжением противника 22 июня 1941 г. На стороне фашистской Германии выступили Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия. Советский Союз вынужден был отражать агрессию фактически один. Справедливая и освободительная война советского народа против фашистского агрессора длилась более четырёх лет. В её ходе обычно выделяют три о ...

Кража или порча имущества
Особой защитой пользовались не только княжеские слуги, но и его имущество. Так, ст. КП устанавливает размеры штрафов за похищение или истребление княжеского скота. В этой же статье упоминается и о коне смерда. Сразу же бросается в глаза различная сумма штрафа за кражу коня князя и смерда. По-моему, эта разница вызвана не различным испол ...