Украинское театральное, музыкальное и изобразительное искусствоСтраница 1
История » Соединение социализма с рабочим движением » Украинское театральное, музыкальное и изобразительное искусство
М.Л. Кропивницкий и М. П. Старицкий стали основателями, а также режиссерами и ведущими актерами украинского профессионального театра, который был создан в 1882 г.
в Елисаветграде. Это был период усиления реакционного наступления царизма на украинскую культуру. Согласно Эмскому указу (1876) царя Александра II театральные представления украинских трупп можно было давать на Украине только с разрешения губернаторов, а добиться его в каждом отдельном случае, как правило, было очень трудно.
Представления профессионального украинского театра с искренним уважением принимали зрители Москвы, Петербурга, Казани. С большим успехом проходили гастроли украинских трупп в городах Белоруссии, Грузии, Польши. Эти гастрольные поездки способствовали укреплению культурных взаимосвязей украинского народа с другими братскими народами многонациональной России.
На это время приходится расцвет таланта известной украинской актрисы М. К. Заньковецкой. «Талант исключительный, свой, национальный . Я бы сказал — истинно народный»,— высказался о Заньковёцкой выдающийся русский актер и режиссер К. С. Станиславский. Как самую дорогую реликвию сохранял великий русский писатель Л. Н. Толстой подаренный ему Заньковёцкой платок, в котором она играла роль Харитины в спектакле по пьесе Карпенко-Карого «Батрачка». Великий русский композитор П. И. Чайковский подарил актрисе венок с трогательной надписью — «Бессмертной от смертного», а великий русский писатель и драматург А. П. Чехов высказывал намерение написать такую пьесу, в которой она могла бы наиболее раскрыть свой непревзойденный актерский талант.
Выступая в 1897 г. в Москве на всероссийском съезде театральных деятелей, Заньковецкая смело протестовала против притеснений царских властей относительно украинского театра, публично заявляла о потребности сделать этот театр по-настоящему народным.
Оживление театральной жизни на западноукраинских землях связано с украинским театром культурно-просветительного общества «Русская беседа» во Львове, который в 70-х годах возглавлял М. Л. Кропивницкий. Благодаря ему западноукраинские зрители познакомились с пьесами украинских (И.П. Карпенко-Карый, И.Я. Франко, Панас Мирный), русских (Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой), зарубежных (Ф. Шиллер, Ж.Б. Мольер) авторов.
С театральным искусством было связано развитие украинской музыки. Руководитель львовского музыкально-культурного общества «Боян», дирижер и композитор А. К. Вахнянин стал автором первой на западноукраинских землях оперы «Купало». На мелодию написанного им хора к трагедии «Ярополк» деятели освободительного движения создали текст революционной песни «Беснуйтесь, тираны», которая получила широкую популярность.
Как и раньше, украинские композиторы увлекались обработкой музыкального фольклора. В творческом наследии выдающегося украинского композитора Н.В. Лысенко около 600 песен профессионально обработанных народных и написанных на тексты отечественных и зарубежных поэтов. В частности, почти для 100 произведений из «Кобзаря» Т.Г. Шевченко Лысенко написал музыку, создал он музыку и для произведений И.Я. Франко (среди них известный «Вечный революционер») и Леси Украинки.
Вместе с тем Лысенко — создатель репертуара украинской оперной классики, в частности опер «Наталка-Полтавка» и «Тарас Бульба», первых украинских опер для детей — «Коза-Дереза», «Пан Коцкий», «Зима и весна». Они и ныне в репертуаре украинских советских оперных театров, а опера «Тарас Бульба» вообще впервые была поставлена на сцене только при Советской власти. Композитора преследовали царские власти за его последовательную и неотступную деятельность в области развития украинской национальной музыкальной культуры.
Постоянные творческие связи поддерживал Лысенко с выдающимися русскими композиторами М. П. Мусоргским, П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым, которые в свою очередь разрабатывали неисчерпаемые сокровища украинского музыкального фольклора: Мусоргский — в опере «Сорочинская ярмарка», Чайковский — в операх «Черевички» и «Мазепа», Римский-Корсаков — в операх «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством».
Итак, развитие как украинской, так и русской музыкальной профессиональной классики происходило в творческом взаимообогащении. На таких же традициях развивалось русское и украинское изобразительное искусство. В творческом наследии выдающихся русских художников И.Н. Крамского, В.Е. Маковского, И.К. Айвазовского и других немало пейзажных, бытовых и портретных полотен по украинской тематике. Вершин мирового искусства достигло творчество И.Е. Репина.
Политика коммуны в области просвещения и образования
Сразу после 18 марта был поднят вопрос о школе. Комиссия по просвещению I состава ничем особенным себя не проявила. Гораздо более активной была комиссия II состава во главе с делегатом Вайяном (с 21 апреля). Бланкист Вайян был образованным человеком и в коммуне занимался главным образом вопросами просвещения.
22 апреля Вайян предложил ...
Пермь великая
Пермь- древнерусское название в XIII-XVII вв. исторической области от Уральских гор до рек Печора, Кама и Волга, населенной народом коми. Присоединена к русскому государству в 1478 году.
Пермь Великая— территория современной Коми-Пермяцкой автономной области.
Пермь Малая(Старая, Вычегодская) — территория современной республики Коми.
...
Армия в древнем Египте. Предпосылки создания
постоянной армии
Армия
в Древнем Египте прошла долгий путь развития. Это связано с тем, что египтяне - не были воинственным народом. Они, прежде всего мирные земледельцы.
В период Древнего царства государство не могло иметь единую постоянную армию, так как не было единства в самом государстве. Египет состоял из отдельных независимых областей - номов. Р ...