FullHistoria

Подробно о истории

Промыслы. Бортничество

История » Экономическое развитие Киевской Руси » Промыслы. Бортничество

О существовании множества пчелиных роев на территории нашей страны, на землях за Дунаем, прилегающих к Черному морю, упоминает Геродот еще в V веке до нашей эры. Он сообщал, что левобережье Днепра занимал большой лес. По дан­ным палеогеографии, по долинам рек Черноморского бассейна тогда росли широколи­ственные богатые медом леса. Купить хомуты стяжки кабельные нейлоновые.

На Руси бортничество существовало с незапямятных времен и распространено было повсеместно в лесных и лесостепных районах, составлявших бóльшую часть ее террито­рии. С появлением собственности намечаются границы разделения – бортные ухожья – участки леса с бортными деревьями, которые тянулись на десятки километров и отделя­лись друг от друга бортной межой и знаком (знамен), наносимым на деревья; к ним примыкали бобровые гоны, рыбные ловли, перевесища и другие угодья. Эти межи тща­тельно метились и соблюдались. Были случаи когда они использовались для опредеделе­ния государственных границ.

По мере феодализации земли лучшие бортные ухожья становились собственностью вла­дельцев, которые держали бортников в своих ухожьях, кроме того, были и свободные оброчные бортники – они выдалбливали борты, переселяли семьи пчел в удобные места и собирали мед. Оброк платили натурой. Облагались налогом не отдельные борты, а целый участок леса – ухожье, включающее несколько десятков бортей. Обычно оброк составлял деся­тую долю собранного меда (десятину). В различных районах в разные периоды он мог значительно ее превышать и доходил до половины. Бортные леса, освобождаемые от ме­довых даней, имело духовен­ство – епископы, мо­настыри, церкви. Князья жаловали им бортнические села.

Существовали целые поселения, главным занятием жителей которых, было бортничество, имевшие многовековую историю. Есть сведения о том, что бортники были одними из первых поселенцев Харьковщины.

Несколько статей Русской Правды посвящены бортничеству – собственность на ухожье приравнено к праву на землю. Из нее же мы узнаем и существовавшие тогда цены на борть и пчел: борть без пчел стоила 5 кун, с пчелами или рой пчел – полгривны.

На Руси бортники составляли свободное сословие и объединялись в цеха, которые имели устав и свое знамя а также старост, следивших за соблюдением обычаев и законов.

В старину мед использовали для производство хмельных и десертных медовых на­питков, он был единственным сырьем для виноделия. Употребление на Руси вино­град­ных и других вин, крепких хлебных спиртных напитков было незначительным. Медовые вина производили в монастырях, получавших мед со сво­их бортных ухожий. Они были – шипучими, легкими и выдержанными и играли такую же роль, как виноградные вина у фран­цузов или пиво у немцев. Простые люди перед праздниками и на продажу варили медовые напитки. Оброк с этого производства шел в казну. В 996 г. киевский князь Вла­димир по случаю победы над печенегами: «И сотворяше празд­ник велик, варя 300 пере­вар меду и сзываше боляры свои и посадники, старейшины градом, люды многи».

Бортничество наложило отпечаток быт, обычаи, свадебные и религиозные обряды на­селения. Мед ели с кашами и киселями, подавали к блинам. Он входил в народные куша­нья, с ним пекли пироги «с медом и маком творены», коврижки и печенья; готовили раз­варистую пшеницу, ячмень и другие блюда, сладкие творожники и пудинги.

По свидетельству византийских историков еще в V веке до нашей эры при похоронах ели мед, ставили на могилах сосуды с медом, на обедах по покойникам употребляли его в пищу. При поминовениях усопших могилы поливали медом и медовым вином, еще в языческие времена у славян мед был обычной жертвой богам.

Воск получали разваривая освобожденные от меда соты в воде и процеживая их через шерсть, а потом стали и прессовать. Примерно из двух пудов сотов выходил пуд вос­ка. Были в Древней Руси воскобои, котрые получали воск требуемого качества, пригодный для употребления и продажи.

Пространная редакция Русской Правды
Несомненно, в Краткой редакции Русской Правды изложены основные нормы тогдашнего права, впоследствии вошедшие в т.н. Пространную Правду. Последняя редакция ПП приходится на великое княжение Владимира Мономаха (1113 -1125 годы) и его сына Мстислава Великого (1125 - 1132 годы). В это время социально-экономическое развитие страны достигло ...

«Лазаревская эпоха»
В марте 1826 года был обнародован указ государя-императора Николая I, официально вернувший нашему городу имя, данное ему при основании: «… город не именовать впредь Ахтиаром, но всегда Севастополем». Николай I много ездил по стране, часто бывая в Крыму и в Севастополе. Поскольку он был убеждён, что без сильного флота нет могущественной ...

Основная часть. Нашествие с востока. Трагедия на Калке
“В 1223 году явился народ незнаемый, пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера .” Половцы не могли противиться им и побежали к Днепру. Хан их Котян был тесть Мстиславу Галицкому; он пришел с поклоном к князю, зятю сво ...