FullHistoria

Подробно о истории

Восстание 1825 года и его итоги
Страница 2

История » Мемуарные документы о декабристах в ссылке » Восстание 1825 года и его итоги

Программным документом «южан» стала «Русская правда» П.И. Пестеля, одобренная на Киевском съезде 1823 г. Демократизм сочетался в ней с унитаризмом, совершенно исключавшим принцип самоуправления. Россия должна была стать единым и неделимым государством с общими для всех ее частей политическим строем и законами; все населяющие ее этносы сливались в один народ. После захвата власти предполагалось установить республиканский строй и представительное правление на основе всеобщего равного избирательного права для мужчин с двадцатилетнего возраста: жителям каждой волости (исходная территориальная единица) предоставлялось право ежегодно выбирать депутатов в волостные, уездные и областные (губернские) собрания; последние выбирали депутатов Народного вече, верховного однопалатного законодательного органа; исполнительная власть должна была осуществляться выборными уездными и главными областными посадниками, а на общегосударственном уровне – Державной думой. Предусматривалось учредить институт конституционного контроля – Верховный собор из ста двадцати пожизненно избираемых членов. Провозглашалось полное освобождение крестьян с землей; всю землю в государстве предполагалось разделить на частную и общественную; за каждым гражданином закреплялось право на безвозмездное получение надела из общественного фонда; устанавливался земельный максимум в пять тысяч десятин; излишки подлежали конфискации или выкупу. Уничтожались привилегии дворянства и остальных сословий; устанавливалось равенство граждан перед законом. Гарантировалась свобода личности, вероисповедания, печати, торговли и предпринимательской деятельности; вводился суд присяжных. Но реализовать этот проект планировалось лишь после длительного (десяти- или пятнадцатилетнего) периода диктатуры временного революционного правительства.

Внутри Южного общества существовали расхождения по поводу плана действий. Если большинство его членов вместе с П.И. Пестелем полагало, что восстание на юге имеет смысл только в случае успеха заговорщиков в Петербурге, то руководство Васильковской управы считало возможным самостоятельное выступление Второй (южной) армии. Не было единства и по вопросу о цареубийстве: М.П. Бестужев-Рюмин рассматривал его как обязательное условие такого выступления, С.И. Муравьев-Апостол осуждал такую тактику и делал ставку на открытое военное восстание.

«Южане» сумели установить контакты с тайной организацией польских офицеров – Патриотическим обществом, несмотря на разногласия по вопросу о будущих границах Польского государства. Они также вели переговоры с Северным обществом декабристов, согласовав с ним в конце 1824 г. план совместных действий: «военную революцию» начнут «северяне» в Петербурге, а «южане» поддержат ее восстанием во Второй армии. Однако все попытки П.И. Пестеля добиться объединения двух обществ, даже ценой программных уступок (отказ от республиканских требований), натолкнулись на сопротивление «северян», решительно возражавших против проекта временного правительства с неограниченными полномочиями и опасавшихся диктаторских амбиций лидера «южан».

Северное общество образовалось в Петербурге в 1822 г. из двух декабристских групп, возглавлявшаяся одна Н.М. Муравьевым, другая – Н.И. Тургеневым. Все его члены делились на «убежденных» (полноправных) и «согласных» (неполноправных). Руководящим органом являлась Верховная дума из трех человек (первоначально Н.М. Муравьев, Н.И. Тургенев и Е.П. Оболенский; позже туда входили С.П. Трубецкой, К.Ф. Рылеев и А.А. Бестужев). Общество включало нескольких управ в Петербурге (в ряде гвардейских полков) и одну в Москве. По своим политическим целям оно отличалась большей умеренностью, чем Южное, хотя в его составе существовало влиятельное радикальное крыло, разделявшее положения «Русской правды» П.И. Пестеля (К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, Е.П. Оболенский, И.И. Пущин).

Программным документом «северян» считалась «Конституция» Н.М. Муравьева. Ее главным тезисом было установление в России конституционной монархии, основанной на принципе разделения властей: права императора значительно ограничивались (он не мог издавать законы, объявлять войну, заключать мир и даже покидать пределы страны), он оставался верховным главнокомандующим и главой исполнительной власти, которую делил с правительство; законодательная власть принадлежала двухпалатному Народному вече; верхняя палата (Верховная дума) обладала также высшими судебными и контрольными функциями и санкционировала назначение министров, верховных судей и послов. Для участия в выборах в Народное вече устанавливался имущественный (собственность в размере 500 руб.), возрастной (21 год), гендерный (только мужчины), образовательный цензы и ценз оседлости; крестьянам-общинникам не предоставлялось прямое избирательное право (один выборщик от 500 чел.), за исключением выборов волостного старшины. Планировалось упразднить крепостную зависимость, однако без передачи крестьянам помещичьей земли (по второму варианту «Конституции» им выделялось по две десятины пашни на двор). Предусматривались отмена сословий, Табели о рангах, цехов и гильдий, ликвидация военных поселений, введение гражданских свобод (печати, слова, передвижения, вероисповедания) и гласного суда присяжных. Предполагалось установление федеративного государственного устройства по образцу США: Россия делилась на пятнадцать автономных держав-областей, в каждой из которых также должна была быть двухпалатная легислатива; державы в свою очередь делились на уезды, возглавлявшиеся тысяцкими; и тысяцкие, и все остальные местные чиновники и судьи были выборными.

Страницы: 1 2 3 4 5

Религиозная реформа 988 г. в Киевской Руси
По преданию, 1 августа 988 г. жители Киева были крещены в Днепре и в его притоке Почайне. Князь предупредил народ: «Если кто не придёт к реке креститься, богатый ли или бедный, тот будет мне противен».[37] Услыхав это, люди шли с радостью, говоря: «Если б эта вера была не хороша, то князь и бояре не приняли бы её».[38] На другой день Вл ...

«Теория вторжения ариев» и старая хронология
Один из главных пунктов пересмотра истории касается так называемой «теории вторжения ариев», к которой часто относятся как к колониально-миссионерской, подразумевая что это был плод мысли завоевателей иностранных колоний, которые не могли не представить, что вся более высокая культура должна была прийти из-за пределов «отсталой» Индии, ...

Завершение формирования кыргызского народа
Важным этапом формирования кыргызской народности стало объединение всех племен в 2 «крыла» – традиционное объединение всех тюркских кочевников, начиная с гуннов. В правое крыло (онг канат) вошли такие крупные племена, как сарыбагыш, Бугу, саяк, солто, жедигер, тынымсеит, монголдор, багыш, баарын, черик, жору и др., проживающие главным о ...