Украинские земли в составе Российской империиСтраница 2
История » Украинские земли в составе Российской империи
Во время Крымской войны возникает новая форма крестьянского движения, которая достала название Киевское казачество. Толчком к его появлению стал царский манифест 29 января 1855 г. о создании государственного ополчения. Вскоре этот документ оброс народными слухами о том, что все, кто запишется в ополчение, станут казаками и после участия в боевых действиях получат волю. Киевское казачество стало самым массовым крестьянским движением первой половины XIX в. Оно охватило свыше 400 сел, почти 180 тыс. лиц и было придушено лишь силой оружия.
Ликвидировав Киевское казачество, царское правительство вскоре столкнулось с новой проблемой: в 1856 г. под воздействием дежурного слуха о том, что всем переселенцам к Крыму будут предоставлены земля и воля, разворачивается новое массовое движение — Поход в Таврию за волей. Вступая в столкновения с полицейскими и военными отрядами, крестьяне Ека-теринославщины и Херсона отправились в Крым. Только используя значительные вооруженные формирования, правительство сумело овладеть ситуацией и придушить это массовое выступление, в котором принимало участие свыше 75 тыс. чел.
Своеобразным феноменом в границах крестьянского движения первой половины XIX в. были народные выступления под руководством Устима Кармалюка. Его борьба с главенствующим режимом и порядками крепостников началась еще в 1812 г. и отличалась длительностью, интенсивностью и бескомпромиссностью. Кармалюка четыре раза арестовывали и засылали в Сибирь. Но он убегал и, вернувшись на родное Подолье, опять начинал борьбу, которая продолжалась в течение 23 лет. Особенно интенсивными были действия кармалюковцев в 1830—1835 гг., когда крестьянское движение охватило не только Подолье, но и часть Бессарабии и Киевщины. Лишь гибель лидера дала возможность властным структурам придушить это выступление. В течение 1826—1847 гг. произошло 250 крестьянских выступлений, а в 1849—1854 гг. — 104. Следовательно, крестьянское движение нарастало и набирало размах, но из-за неорганизованности, локальности оно было большей частью свидетельством углубления общественно-политического кризиса в обществе, чем реальной угрозой господствующему режиму.
В первой половине XIX в. усиливается недовольство кризисом феодально-крепостнической системы и растет оппозиционность к самодержавной власти. Одним из показателей этого процесса стало возникновение в украинских землях массонских лож, которые были организованными формами объединения оппозиционно настроенной либеральной элиты. Массонство ведет свою родословную со времен Средневековья. Основные источники проникновения массонства в Украину находились в Польше, России и непосредственно в западноевропейских государствах. В связи с этим Галичина и Правобережье находились под воздействием польских массонов, а Левобережье и Слобожанщина — российских. Массонские ложи возникали преимущественно в городах и городках, поскольку в их состав входили главным образом элитные слои населения. В конце XVIII — начале XIX в. массонские «мастерские» существовали в Киеве, Одессе, Житомире, Харькове, Кременчуге, Полтаве, Дубно и т.д. Особенно массонское движение усилилось после войны 1812 г. Уже в 1817 г. в Харькове появляется мастерская «Умирающий сфинкс», а в следующем году в Одессе начинает действовать массонская ложа «Понт Евксинский», в Киеве — «Соединенные славяне», в Полтаве — «Любовь к истине». Членами этих объединений были военные, чиновники, помещики, деятели культуры. В частности, к полтавской ложе принадлежали большие помещики С. Кочубей, В. Тарнавский, переяславський предводитель дворянства В. Лукашевич, писатель И. Котляревский и др. [2, с.35]
По характеру деятельности массонские мастерские не были однородными. Так, харьковская ложа не занималась политикой и действовала главным образом в границах религиозно-этического русла, ее члены заботились преимущественно о самоусовершенствовании и совершенствовании ближних, при этом они активно помогали друг другу в продвижении по ступеням служебной карьеры. В противовес харьковчанам полтавская ложа «Любовь к истине» пыталась вовлечь местное дворянство в активную общественно-политическую деятельность, в оппозиционное всероссийское движение. Эта ложа готовила пополнение для декабристского «Союза благоденствия» (по данным научных работников, свыше 120 декабристов, в том числе все руководители заговора, были массонами).
Типичной чертой украинского массона было преобладание в их деятельности интернационального над национальным. И это не случайно, ведь основной целью массона было создание всемирного, наднационального братства. Однако массоны Правобережжя, главным образом польская шляхта, выступали за восстановление Польского государства, в границы которого входила бы и Правобережная Украина. Кроме того, незначительная часть украинских массонов пропагандировала идеи освобождения славянских народов от национальных и политических притеснений и их объединение в общеславянскую федерацию под руководством Украины. В. Лукашевич и его сторонники по «мастерской» отстаивали идею отделения Украины от России и ее входа в состав Польши.
Завоевания эпохи Нового царства
Яхмос I (Амасис), первый фараон Нового царства, изгоняет гиксосов. Военный флот египтян подступил к Аварису, и после сражения на воде и на суше столица гиксосов пала. Войска Яхмоса I, прогоняют гиксосов и вторгаются в Южную Палестину. После 3 лет осады взят Шарухен - последний оплот гиксосов. Затем царь усмиряет непокорные племена Нубии ...
«Господин Великий Новгород»
«Господин Великий Новгород», как называли его современники, занимал особое место среди других русских княжеств.
Новгородские земли простирались на огромные расстояния — от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки.
Получив известность уже в IX в. как центр славянских земель в северо ...
Боевики «Хаганы» начинают первыми.
Еврейские боевики из подпольной армии «Хагана» не стали ждать наступления арабов, а сами первыми нанесли удар, начав в Иерусалиме серию террористических актов, жертвами которых стало мирное арабское население. В ночь на 1 января 1948 г. в арабском квартале Катамон, отделявшем два еврейских квартала от основного места заселения евреев в ...