Сунское неоконфуцианство (XI-XIII
вв.).Страница 2
История » Культура Китая в X-XIII веках » Сунское неоконфуцианство (XI-XIII вв.).
Чжан Цзай подверг резкой критике даосские и буддийские трактовки таких понятий, как «пустота», их представление о сознании как источнике феноменального мира, а также их теорию познания мира. Свое учение он сводил к зависимости знания от чувственного восприятия «вещей», которое рождается посредством контакта духовной, внутренней субстанции человека с внешним миром.
Обобщение взглядов своих предшественников, в особенности братьев Чэн, осуществил Чжу Си. Если они, выступая в разной мере и по разным поводам с критикой буддизма и даосизма, уже произвели, каждый по-своему, синтез древнего конфуцианства с учением своих оппонентов, заимствуя их космогонические построения и философские спекуляции, то Чжу Си придал неоконфуцианству универсальный и систематизированный характер. Учение приобрело ярко выраженную этическую интерпретацию, а доминанта неоконфуцианства обернулась этическим универсализмом: любой аспект бытия трактовался в Моральных категориях, единых для Космоса и общества. Тем самым было снято противоречие между даосско-буддийской культурой и конфуцианством в трактовке характера общения природы и человека как двух сторон единого мира.
Подводя итоги своим исканиям, Чжу Си утвердил тезис о вечности первопринципа — ли, неразрывно связанного с катего рией ци. В доктрине всеобщности и единства космологических и моральных принципов Чжу сделал упор на проблемы натуры человека, этики и любви. В отличие от буддизма, искавшего пути к идентификации индивидуума с абсолютом, он проповедовал могущество человеческих знаний. Утверждая, что сущность знания — в «постижении вещей», Чжу Си трактовал это положение в духе чань-буддизма: постичь истину возможно вследствие интуитивного озарения и внезапного просветления.
В 1241г. Чжу Си причислили к величайшим конфуцианским авторитетам, а с 1313г. неоконфуцианство уже в форме чжусианства официально включили в систему государственных экзаменов на получение ученых степеней.
Как нередко бывало в истории, выработанные в противостоянии с соперничающими учениями первоначально свежие и оригинальные мысли с возведением их в абсолютные истины стали со временем жесткой догмой. Многие идеи Чжу Си легли впоследствии в основу имперской идеологии и стали служить укреплению незыблемых общественных порядков.
Низшее сословие
Низшее сословие до Петра и в эпоху преобразований несло на себе основные тяготы и занимало наиболее бесправное положение по сравнению с другими сословиями. С народа пытались взять максимум возможного. В петровскую эпоху народ своим трудом обеспечивал растущую армию, строящийся флот, государственный аппарат всем необходимым. Затем начали ...
Создание антигитлеровской коалиции
Огромным успехом советской дипломатии явилось образование антигитлеровской коалиции. В то время как фашистский блок постепенно распадался, антифашистский союз, сотрудничество СССР, США, Великобритании и Франции, несмотря на ряд противоречий, постоянно укреплялись. Западные державы не только политически поддерживали СССР, но и оказывали ...
Биографические сведения.
В 1665-1669 находился на военной службе при отце.
В 1671 стал стольником и после смерти царя Федора Алексеевича Толстой принял участие в стрелецком бунте на стороне царевны Софьи Алексеевны. 15 мая 1682г., в день стрелецкого восстания, энергично действовал вместе с Милославскими и поднимал стрельцов, крича, что «Нарышкины задушили царе ...