Сократовский метод
История » Личность Сократа » Сократовский метод
Для обоснования своих взглядов Сократ пользуется своим методом, вошедшим как искусство диалектического спора. Диалектика — теория и метод познания явлений действительности в их развитии о самодвижении.
Знаменитые сократические беседы, о которых писал его ученик Ксенофонт в своих "Воспоминаниях о Сократе", носят нравственный характер. Великого философа интересовали вопросы о признательности к родителям, братской любви, помощи друзьям, о выборе работы, о необходимости образования для государственного деятеля, о том, что такое справедливость, воздержанность, красота и многое другое.Так, в "Рассуждении об Эроте и о превосходстве любви духовой" Сократ утверждает, что "любовь к душе гораздо выше любви к телу", " .без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности". Сам он признается в том, что " .всегда был влюблен в людей, одаренных от природы хорошими задатками и считающих для себя честью стремление к добродетели".
Интересна сократическая беседа с сыном Лампроклом о признательности к родителям. Лампрокл плохо терпел свою мать из-за ее плохого характера. Сократ задавал вопросы сыну таким образом, чтобы тот сам понял свою неправоту. Суть диалога состояла в той мысли, что "если люди сочтут тебя неблагодарным к родителям, то никто не будет рассчитывать на благодарность от тебя за свое добро". Многому учил Сократ своих современников, особенно молодежь, которую очень любил. Он понимал, что от молодого поколения, его нравственных качеств, зависит будущее государства.
Интересна композиция сократических бесед. Обычно она начиналась с вопроса Сократа к собеседнику. Услышанный ответ казался мудрецу неубедительным, что он доказывал своими дальнейшими рассуждениями и следующими непростыми вопросами, которыми "запутывал" своего собеседника. Но сама система вопросов, рассуждений, приводимых аргументов была такова, что помогала найти истину, единственно правильный ответ на заданный им вопрос. Примером сократической беседы может служить беседа из воспоминаний Ксенофонта.
Философ так строит беседу, чтобы ученик, который не видел своей ошибки, продолжая развивать свою мысль, в конце концов, все же убеждался в неправоте своих высказываний. Сократ, таким образом, учил, прежде всего, думать, когда развиваешь какую-либо тему в диалоге. Свои рассуждения следует подчинять основным правилам логики.
Всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у нее должно быть тело с головой и ногами, а туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому.
Главным способом достижения истины Сократ считал майевтику. Ей сущность заключалась в том, чтобы с помощью вопросов, следующих один за другим ввести собеседника в замешательство, а потом прийти к истине. Иначе говоря, майевтика – это диалектический способ рождения нового знания (Сократ сравнивал свой метод с повивальным искусством, которое по – гречески называлось ”мэевтика”). Это был поиск истины через противоречия.
По-другому понимал цель риторики Сократ. Он считал, что главной задачей подлинного красноречия является установление истины, а не умение оратора убедить аудиторию в чем угодно. Его теория красноречия изложена в диалоге "Федр", написанном его учеником Платоном. В этом диалоге Сократ говорил о том, что если оратор не разобрался в сущности предмета, о котором хочет говорить, то успеха своей речью он не добьется. Сократ учил своих учеников, как следует построить речь. Начинать нужно всегда со вступления, затем необходимо изложить материал, потом привести доказательства, а далее сделать правдоподобные выводы. Интересно, что подлинное красноречие, по мысли великого Сократа, доступно только философам - лишь они способны познать истину как меру вещей.
Второй период реформ Избранной рады
Добившись полного успеха под Казанью и упрочив положение при дворе, Адашев смог вернуться к государственным преобразованиям. На втором этапе реформ завершилась перестройка центральных органов власти и возникла единая приказная система. Крупнейшие отрасли управления перешли в ведение особых приказов: внешние сношения сосредоточились в По ...
«Котёл»
19 ноября 1942 года навсегда сохранится в памяти немецких солдат и офицеров 6-ой армии как самый черный день из всех, что им довелось пережить. В этот день советские войска перешли в наступление и сразу же нанесли сокрушительный удар по румынским соединениям, находившимся на левом фланге нашей группировки. Это произошло в большой излучи ...
Путь к Сталинграду
В отличие от советских планов немецкое наступление на Сталинград являлось составной частью комплексной операции «Брауншвейг» по наступлению группы армий «Юг» весной-летом 1942 года, осуществляемой в соответствии с директивой главнокомандующего вооруженными силами №1 от 5 апреля 1942 года.[27] Основной целью данной операции и всей летней ...