Позднеродовая община и племя. Локальные археологические
культуры и региональные историко-культурные общностиСтраница 1
История » Неолитическая культура Сахалина и Курил » Позднеродовая община и племя. Локальные археологические культуры и региональные историко-культурные общности
Особо важную роль в формировании механизмов адаптации играли способы регулирования отношений между людьми в обществе. Для эпохи неолита характерно усложнение социальной структуры. Для эпохи неолита характерно усложнение социальной структуры. Естественный рост населения заставлял разросшиеся родовые общины делится на более мелкие коллективы. В то же время вооруженная борьба с соседями за угодья требовала объединения. И соседствующие родовые группы объединялись в племена, способные противостоять пришельцам или же в свою очередь завоевывать соседнюю территорию.
Для описания социальной структуры островных обществ в данном случае используем принятую в таких случаях терминологию. Без лишней детализации и изначально отказываясь от дискуссии, используем традиционные для отечественной науки понятия «род», «племя», «социум», «этнос», что позволит выстроить более или менее стройную картину социальных и политических отношений между людьми в эпоху неолита, как мы ее видим, исходя из археологических источников.
Социум высшего порядка эпохи неолита_ племя состояло из нескольких, как правило, близких по происхождению микросоциумов – родовых групп-жителей нескольких поселков, которые контролировали ресурсы в рамках большого участка побережья острова, долины крупной реки, небольшого островка или группы островов. Каждый поселок состоял из нескольких жилищ, в котором проживали так же родственные друг другу большие семьи. Такие семьи принято называть патриархальными, так как во главе каждой из них стоял патриарх - старейший мужчина. Позднеродовая община, таким образом, была союзом больших патриархальных семей. Основной их союза были истинные либо сформированные для укрепления отношений так называемые лжеродовые представления об общем предке- тотеме, групповая собственность на угодья. Наконец, объединения требовала экономика, сложно вести промысел рыбы и зверя поодиночке. Основной единства племени, более крепкой, чем общность происхождения, была необходимость воспроизводства жизни. Последняя обеспечивалась объединением перед лицом внешней угрозы, и обеспечивал защиту и сохранение промысловых угодий для потомков.
Единство родовых общин в рамках племени фиксируется археологами по единообразию форм жилищ, планировке поселений, формам украшений и особенно по орнаменту на керамике. Если применять математическое понятие к систематике археологических данных, множество, обладающее устойчивым набором признаков материальной культуры, локализованным во времени и пространстве, воспринимается археологической культурой. Родственные друг другу археологические культуры формируют устойчивую общность более высокого порядка, которую принято называть историко-культурной. Такие общности, вероятно, отражают историю формирования племен в эпоху неолита. Одни археологи называют их археологическими культурами, другие общностями. Например, на Нижнем Амуре выделена вознесеновская культура (в другом прочтении - историко-культурная общность), на японском и Курильском архипелагах - такова культурная общность дземон (данную точку зрения автора на вознесеновскую и дземон, как на историко-культурные общности, а не культуры, разделяют не все археологи) [1с164]
Классы и сословия при Петре 1. Дворянское
сословие
Петра 1 нельзя назвать социальным реформатором. Все его внимание было сосредоточено главным образом на войнах, непрерывно продолжавшихся в течении почти всего царствования, и можно сказать, что эти войны были как бы основным рычагом всех преобразовательных начинаний эпохи Петра Великого. Учреждение регулярной армии и военного флота с ко ...
Развитие литературы
Украинская литература на рубеже XIX—XX вв. достигла художественной зрелости. Взгляды Т.Г. Шевченко на назначение прогрессивного реалистического искусства, его роль в осуществлении революционно освободительных стремлений трудящихся были развиты дальше в творчестве И.Я. Франко, П.А. Грабовского, М.М. Коцюбинского, Леси Украинки. Герои их ...
Египет под властью персов
Около 503 года до н. э. престол Персии занял Камбиз. Он стремился подчинить Египет своей власти. Прежде всего, Камбиз лишил фараона всех его союзников. На его сторону одним из первых перешел Кипр. Греческие наемники также предали Амасиса и бежали к Камбизу. Для последнего это означало перевес на море. Кроме того, в Египте также вызывала ...