Формирование башкирского национального движения. Первые
башкирские съезды и их решенияСтраница 10
История » Национальное движение в Башкортостане (1905-1917) » Формирование башкирского национального движения. Первые башкирские съезды и их решения
На курултае был значительно расширен состав Башкирского шуро, состоящего из 12 членов и 4 кандидатов в члены руководящего органа башкирского движения. Членами Шуро стали Ш. Манатов, З. Валиди, Н Тагиров, Х. Габитов, К. Карибов, А. Гумаров, Г. Хасанов, М. Смаков, Ф. Давлетшин, Ш. Бабич, С. Атнагулов, С. Мрясов, кандидатами – Г. Гирфанов, Ю. Бикбов, Ш. Биккузин, А.Алимгулов.
Курултай образовал областные секретариаты Шуро в Уфе и Челябинске, которые соответственно возглавили Ф. Ахмедуллин и Н. Тагиров.
Тридцатого августа состоялось первое заседание нового состава Центрального шуро, на котором были распределены обязанности между его членами. Пост председателя Шуро сохранил за собой Ш. Манатов, его заместителем стал З. Валиди, секретарём Шуро – выдающийся башкирский поэт Ш. Бабич. Заведующими отделами были избраны : по делам финансов – Ф. Давлетшин, издательским отделом – С. Мрясов, экономическим – С Атнагулов, отделом статистики – М. Смаков. На этом заседании также было решено направить во все башкирские волости представителей Центрального шуро для сбора взносов и «пожертвований в пользу фонда башкирского национального движения». Как пишут очевидцы, за счёт этих пожертвований и народных взносов существовал руководящий орган башкирского движения – Шуро, издавалась его газета «Башкорт», а также покрывались другие расходы.
Дни работы II Башкирского съезда совпали с известным мятежом генерала Корнилова, который сделал попытку установить в стране контрреволюционную военную диктатуру и отставки правительства Керенского. Но этот мятеж потерпел поражение. Башкирское шуро в данной ситуации выступило с поддержкой Временного правительства и осудило Корнилова, сделав упор на то, что «военная диктатура в России ни в коем случае не допустима, допустима лишь диктатура революционной демократии во главе с Керенским». Как видно из этого заявления, Шуро лояльно относилось к Временному правительству, считая его «диктатурой революционной демократии».
Тем временем Оренбургское мусульманское военное шуро, которое возглавляли татарские деятели, выступающие против территориальной автономии Башкортостана, приступило к подготовке губернского мусульманского съезда. Его идейным вдохновителем и по существу руководителем был Фатих Каримов, редактор газеты «Вакыт» («Время»), печатного органа, наиболее настроенного против башкирского движения. Съезд, названный татаро-башкирским, открылся 27 сентября 1917г. и продолжился до 5 октября. центральное шуро сначала запретило башкирским делегатам участвовать в работе этого съезда, который должен был рассмотреть вопросы о строительстве культурно-национальной автономии мусульман Оренбургской губернии, создания на местах национальных губернских советов – Милли шуро. Всё это противоречило решениям башкирских курултаев. Следующим был вопрос о выдвижении кандидатур в делегаты Учредительного собрания. На съезд приехало всего 69 делегатов, из которых 17 были башкирами, поскольку Шуро отказалось от бойкота этого мероприятия. На съезде разгорелась острая дискуссия между башкирскими и татарскими делегатами о принципах и формах автономии. С разъяснением платформы башкирского национального движения и критикой сторонников культурно-национальной автономии выступил З. Валиди, вызванный в начале октября из Туркестана телеграммой, посланной Башкирским шуро в связи с открытием съезда. Он оставил довольно подробное описание своего участия в работе съезда. Валиди писал: «Татары создали «Мусульманский комитет» и установили контакт с Архангельским (комиссаром Временного правительства Оренбургской губернии), созвали «съезд мусульман Оренбургской губернии, в котором участие приняли и мы. Ведущий автор татарской газеты «Время» («Вакыт») Фатих Карим упорно занимался дискредитацией движения за самостоятельность Башкортостана и на съезде многократно выступал против нас. Моё выступление на этом съезде, посвящённое разъяснению татарам Оренбургской губернии наших целей и ответы на их всевозможные упрёки и обвинения, длилось четыре часа. Это была самая длинная речь за всю мою жизнь[61]».
Быт Александра I в последние годы жизни в период
реакции. Народные легенды о смерти императора
Пocлeдниe гoды цapcтвoвaния были peзким пoвopoтoм oт либepaлизмa к гнeтyщeй peaкции. Bo глaвe пpaвлeния cтaл Apaкчeeв c eгo yтoпичecкoй мeчтoй зacтaвить вcю Poccию жить пoд бapaбaн. Этoт гpyбый, жecтoкий вpeмeнщик нe мoг, кoнeчнo, внecти yмиpoтвopeния в дyшy Aлeкcaндpa. Boлeй-нeвoлeй eмy пpиxoдилocь инoгдa пpeпoднocить Гocyдapю нe тoльк ...
Кровная месть
Замена языческих понятий о преступлении и наказании новыми понятиями особенно ясно выражается в законодательстве, определяющем наказание за убийство и в постепенном преобразовании института кровной мести.
Так, например, по договору с греками 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор 945 года даёт ...
Волго-Балтийский торговый путь
Другой трансконтинентальный торговый путь из северно-западной и центральной Руси по реке Итиль к Хвалынскому морю проходил через земли Волжской Болгарии ее города: Булгар, Сувар, «Великий город Биляр» и др. где, сходились торговые пути, проходившие через Хазарию, в Среднюю Азию и Иран, на Русь, Прибалтику и Скандинавию, Кавказ и Визан ...