FullHistoria

Подробно о истории

Начало политической карьеры. Роль семейного воспитания и образования в формировании мировоззрения О. Кромвеля
Страница 1

История » Оливер Кромвель » Начало политической карьеры. Роль семейного воспитания и образования в формировании мировоззрения О. Кромвеля

Оливер Кромвель родился 25 апреля 1599 г. в Гентингдоне - центре одноименного графства, в унылом провинциальном городке с населением в 1000-1200 человек, монотонная жизнь которого оживлялась только событиями на рыночной площади и большими недельными ярмарками. Это был типичный уголок сельской Англии, где хозяйственные заботы земельных держателей и арендаторов, земледельцев и скотоводов, ремесленников и лавочников, равно как и их благочестие и нравственность, все еще прямо или косвенно контролировались местными джентльменами - лендлордами и клиром.

Род Кромвелей укоренился в качестве представителей местной элиты со времени Реформации и последовавших за нею закрытия монастырей и конфискаций их имуществ в пользу короны. Прадед Оливера, Ричард Уильямс, предпочел родовому имени фамилию своего дяди Томаса Кромвеля, могущественного временщика при короле Генрихе VIII, прозванного «молотом монахов», и небескорыстно. В результате монастырской диссолюции в его руках оказались три аббатства, два приорства и владения женского монастыря в Хинчинбруке - всего недвижимости с годовой стоимостью (доходом) в 2500 ф. ст. Сын Ричарда, сэр Генри, прозванный Золотым рыцарем, построил на руинах монастыря роскошный дворец, превратив тем самым Хинчинбрук в родовое гнездо семейства Кромвелей.

Отец Оливера Роберт был младшим сыном в семье сэра Генри и, как предписывало действующее право, получил в наследство только малую долю отцовских владений. Его годовой доход составлял около 300 ф. ст., что для джентльмена с известным положением в графстве (о чем свидетельствуют занимавшиеся им в разное время должности мирового судьи, бейлифа города Гентингдона) было совсем немного. Этими обстоятельствами были, вероятно, обусловлены две черты в поведении Оливера Кромвеля. Во-первых, это непреклонная приверженность Реформации, которой его род был обязан своим благополучием, и ненависть к католическому клиру, угрожавшему этому благополучию; во-вторых, убеждение в своей «бедности», далекое от истинного положения вещей в годы его юности и совсем уже карикатурное в годы его зрелости. Это сознание, ущемлявшее его самолюбие в пору его детства, особенно обострялось, когда он сравнивал роскошь, царившую во дворце его дяди в Хинчинбруке, и быт родного дома, в котором помимо его самого росло еще шесть его сестер. Не этим ли сознанием объяснялись, с одной стороны, «резкость» и «вспыльчивость» его натуры, о которых гласила молва, а с другой — определенная неприязнь к чванливой знати, проявлявшаяся в случаях явной несправедливости и произвола, чинившихся ею по отношению к слабому и беззащитному.

В целом мало что известно о детстве и юношеских годах Оливера. В родительском доме Кромвеля царили атмосфера пуританского благочестия с его этическим идеалом «воздержания», «мирского призвания», т. е. делового практицизма, убеждение, что «каждый поступок на виду у господа», и отношение к делу, как к молитве. Тон в семье задавала мать Оливера — Элизабет Стюард. Строгим пуританином был и школьный учитель Оливера Томас Бирд, получивший известность своей книгой «Театр божественных воздаяний» (1597 г.). Для него все сущее воплощало борьбу между богом и дьяволом, в которой «святые», т. е. пуритане, сражаются на стороне бога и поэтому они уверены в победе. Из уст и писаний пуританина Бирда Оливер Кромвель должен был получить и самые первые начатки политического сознания: «Добрые государи были очень редки во все времена»; «Даже величайшие и наиболее могущественные из них не избавлены от карающей десницы всевышнего — они, как и простые смертные, подчинены гражданскому закону». Исторические события Бирд рассматривал как проявления божественного промысла, они суть благое воздаяние одним и карающее воздаяние другим. Подобные исходы человеческих начинаний Кромвель, вслед за своим школьным учителем, неоднократно назовет в будущем «знаком провидения», и, в частности, только ему он будет приписывать успехи дела парламента, и прежде всего свои собственные — военные и политические.

Страницы: 1 2

Поход на Новгород
Батый устремился к Новгороду. Торжок, стоящий у Батыя на пути, продержался 2 недели, и был взят только 5 марта. Город был перевалочным пунктом для богатых новгородских купцов и торговцев из Владимира и Рязани, снабжавших Новгород хлебом. В Торжке всегда имелись крупные запасы зерна. Здесь монголы рассчитывали пополнить оскудевшие за зим ...

Тюркский каганат
В середине VI в. в Центральной Азии сложилось первое тюркское государство – Тюркский каганат (с 552 г. до 744 г.) Первоначально термин «тюрк» (542г) (т.е. «сильный», «крепкий») имел скорее социальное, чем этическое значение. Тюрками называли исключительно представителей военной аристократии. В последствии это название перешло не только ...

Аграрный вопрос в современности
Вопросы государственного регулирования деятельно­сти агропромышленного комплекса всегда были в центре внимания российских органов власти — как централь­ной, так и на местах. До 1917 года это обуславливалось тем, что Россия была практически абсолютно аграрной страной (начавшееся в начале века развитие промышлен­ного капитализма не успело ...