КостюмСтраница 1
Находки из слоев древнерусских городов, гробниц и сельских погребений рассказывают обо всем многообразии ткани, сотканные преимущественно из овечьей шерсти, и ткани из растительных волокон разной структуры (льна, конопли). Широкое распространение имело сукно и войлок. Среди шерстяных и полушерстяных тканей встречаются полосатые ткани и клетчатые. Некоторые ткани были естественного цвета, то есть коричневые, черные, серые. Какие-то из них окрашивались природными красителями, например кора дуба, «чернильные орешки», червец. охра, красные железняк и другие. Кроме того из других стран привозили тонкое шерстяное сукно, шелковые и парчевые ткани, а так же золототканые ленты.
Дорогие привозные ткани шли на одежду зажиточные горожан, рядовые горожане одевались преимущественно в ткани местного производства.
Зимнюю одежду шили мехом внутрь, для того, чтобы мех согревал холодной суровой зимой.
Обычный костюм можно разобрать на три части:
- нижний костюм (заменявший нижнее бельё),
- рабочий костюм,
- парадный костюм.
На средневековых изобразительных источниках люди традиционно изображались в нарядных, парадных одеждах, даже если по сюжету они выполняли тяжелую работу.
Новгородцы в XIV—XV веках носили по большей части одежду из крашеных тканей. Цвета одежд были разнообразные, можно сказать, всех цветов радуги. Новгородцам были известны и оттенки цветов, особенно многочисленными были оттенки красного цвета. В новгородских берестяных грамотах № 262 и 263, представляющих собой список свадебных даров, в числе других подарков упомянуто «портище зелени» и «портище голубине», то есть, отрезы зеленой и голубой ткани, а именно, количество, потребное на одну свиту или рубаху. Документ датируется XIV веком[1].
Кроме того, в грамоте № 288 (XIV век) названы «золотник зеленого шолку, другии церленого, третии зеленого жолтого…»[2]. По всей видимости, в грамоте речь идет о закупке шелковых ниток для вышивания. Перечислены зеленые, красные и зелено-желтые нитки.
Шелковые ткани и шубы, покрытые шелком, упоминаются в числе подарков, которые новгородцы привезли великому князю литовскому Витовту в 1421 году. Шерстяные ткани были как местного производства, так и привозные. Дешевые сукна привозили из Золотой Орды. Судя по берестяной грамоте № 536, татарское сукно требовало доработки. Автор грамоты, купивший «пол-локтя» татарского сукна, просит адресата совершить с этим сукном ряд операций - «замочи и пристриги», то есть, «состриги с сукна лишний ворс». Дорогие гладкие сукна насыщенной окраски и большой ширины привозили в Новгород ганзейские купцы. Ганзейские источники XIV-XV веков свидетельствуют, что в Новгороде наиболее популярными были ткани фиолетового, зеленого и всех оттенков красного цвета. Черные сукна ввозились крайне редко. Единственное упоминание о черном сукне относится к 1362 году. В конце XV века рижские купцы, торгующие с Новгородом, просили, чтобы производители сукна чаще красили ткань в зеленый цвет, а черных делали бы поменьше[3]. Из 337 обрывков шерстяных тканей, взятых для анализа в Новгороде из слоев XIV-XV веков, оказалось 262 красных (202—киноварного и 60—карминного цвета), 40 черных, 20 желтых, 13 зеленых, 1 синий и 1 белый[4]. Непопулярность среди новгородцев синего цвета объясняется его сакральным значением. Эпитет «синий» в мифологии славян указывал на связь предмета с потусторонним, загробным миром, нечистой силой. Недаром синие кафтаны носили скоморохи – наследники языческих жрецов.
Мужской костюм
Нижний костюм состоял из рубахи и штанов. У зажиточных горожан это мог быть шелк, у рядовых – беленный лен, бедный класс шили преимущественно из домотканого шелка, не беленного.
Нижние штаны шились из трёх частей (две штанины и ромб ткани между ними) и были очень узкими, ровно настолько, чтобы в них было можно свободно двигаться, почти вплотную. Нижняя рубаха была самой короткой (в отличие от женского сарафана она не должна была выставляться из-под другой одежды). Шилась из того же домотканого льна, но в районе плеч пришивалась более мягкая ткань изнутри рубахи так называемая подоплёка, так же вставлялись ластовицы.
Рабочий костюм, один из вариантов верхней одежды, состоял так же из рубахи и штанов (портов). Рубаха рабочего костюма шилась из менее дорогих тканей, чем парадная. Ткани для рабочей одежды предпочтительно: грубое сукно, грубая домоткань. В рабочем костюме чаще всего были порты, а не штаны, т.к. порты – это свободная одежда. Они шились из также из домоткани или сукна, но не по ноге, а значительно шире, и никак не стеснял движения, в отличие от штанов, которые шились «вплотную» к ноге. Рабочий костюм зачастую подпоясывали неукрашенными кушаками или повседневным поясом (стандартный поясной набор).
Теперь мы переходим к самой большой теме – это парадная одежда.
Стандартно парадная одежда состояла из штанов, рубахи, свиты. Если владелец принадлежал к высшим сословиям, то сверху могли одеваться кафтан или опошни.
Предыстория Нюрнбергского процесса
«Общность национальных интересов перед лицом грозной опасности, нависшей над всей человеческой цивилизацией, объединила народы в борьбе против фашизма, послужила основой для создания широкой антигитлеровской коалиции».[2]
В 1942 г. 26 государств (в том числе СССР, США и Англия) подписали декларацию, в которой обязались совместно бороть ...
Русское (Московское) государство (XV-XVII вв.). Создание единого русского
государства.
Раздробленные русские княжества уже в XIV в. испытывают необходимость в более тесном контакте между собой. Этому способствовали и политические, и экономические причины. Тогда как в Западной Европе превалировали экономические причины, на Руси это были причины политические. Решающим стимулом к объединению русских земель было стремление к ...
Членовредительство
Следующий ряд статей КП (ст.ст., 6 и 7) посвящён членовредительству. Выделяются три основных вида членовредительства: травма руки, ноги и пальца. Отнятие руки , а также лишение возможности ею пользоваться в древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому за данное оскорбление назначалось наказание, приравнивавшееся к наказанию за у ...