FullHistoria

Подробно о истории

Введение
Страница 1

История » Государственный строй эпохи Петра I, сословная реформа » Введение

Известный российский историк Н.Г.Устрялов пишет о периоде следующее: "В Россиии верховная власть законодательная, правительственная и судебная сосредоточилась в одном лице государя, царя и великого князя всей Руси. Правда, неограниченного единодержавия установились со времен Иоанна lll, уничтожившего все преграды, которые встречало оно в удельных понятиях и притязаниях ханов Золотой Орды…. Государь имел исключительное, неограниченное право издавать законы, отменять прежние постановления, увеличивать подати, распоряжаться государственными доходами, воевать и мириться, судить, награждать и наказывать своих подданных по произволу. Особа его была священна и неприкосновенна…. С постепенным развитием понятия о самодержавии установились исключительные преимущества верховной власти: титул, престолонаследие, коронования, избрание супруги, двор".[1]

Источник власти самодержцев было не сословное волеизъявление, а Бог. Национальный образ власти носил секретный характер. Царь, самодержец все я Руси воспринимался как воплощение высших православных ценностей. Истины, Добра, Красоты, Справедливости. Как защитник "Святой Руси", "Дома Пресвятой Богородицы" и т.п.

В то же время существо самодержавной власти не было закрепленной в XVll веке законодательно. Власть царя ограничивалась только православной нравственностью и сложившимися традициями.

Что касается сословной, то среди всех из них господствующее место, безусловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов, его "одворянению".[2] Служивые люди по отечеству оформлялись в XVll веке в сложную и четкую, иерархию чинов, обязанных государству службой по военному, гражданскому, придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. Они делились на чины думные /бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки/, московские /стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы/ и городовые /дворяне выборные, дворяне и дети, боярские дворовые, дворяне и дети боярские городовые/. По заслугам, по службе и знатности происхождения феодалы переходили из одного чина в другой. Дворянство превращалось в замкнутый класс - сословие.

Власти строго и последовательно стремились сохранить в руках дворян их поместья и вотчины. Требования и меры властей привели к тому, что к концу века свели разницу между поместьями и вотчиной к минимуму. В течении всего столетия правительства, с одной стороны, раздавали феодалам огромные массивы земель; с другой - часть владений, более или менее значительную, перевели из поместья в вотчину. Переписанные книги 1678 г. насчитывали по стране 888 тыс. тяглых дворов, из них около 90% находилось в крепостной зависимости. Дворцу принадлежало 83 тыс. дворов /9,3%/, церкви - 118 тыс. /13,3%/, боярам - 88 тыс. /10%/, более же всего дворянам - 507 тыс./ 57%/.[3]

В XVll веке немалое число худородных дворян проникли в столичные сферы - по родству с царем, фавору, заслугам на бюрократическом поприще. Бурный и неспокойный XVll век во многом потеснил старую аристократию.

Большие земельные владения с крестьянами принадлежали духовным феодалам. В XVll в. власти продолжали курс своих предшественников на ограничение церковного землевладения. "Уложение" 1649 года, например, запретило духовенству приобретать новые земли. Ограничивались привилегии церкви в делах суда и управления.

В отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян и холопов в XVll веке существенно ухудшилось. Из частновладельческих лучше жилось крестьянам дворцовым, хуже всех - крестьянам светских феодалов, особенно мелких. Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине, вносили натуральный и денежный оброк. Крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повинности в пользу казны. В целом их обложение, повинности были тяжелее дворцовых и прочих крестьян. Положение зависимых крестьян усугублялось и тем, что суд и расправа бояр и их приказчиков сопровождались неприкрытым насилием, издевательствами, унижением человеческого достоинства.

У феодалов, особенно крупных, было много холопов, иногда по несколько сот человек. Это - приказчики и слуги для посылок, конюхи и портные, сторожа и сапожники, сокольники и "певчие ребята". К концу века произошло слияние холопства с крестьянством.

Лучше всего жилось государственным крестьянам. Над ними не висел дамоклов меч непосредственного подчинения частному владельцу. Но они зависели от феодального государства: в его пользу вносили налоги, несли разные повинности.

Страницы: 1 2 3

Слово Русь
Княжеская дружина, служа орудием администрации в руках киевского князя, торгуя вместе с купечеством больших городов, носила вместе с ним специальное название Руси, До сих пор не объяснено удовлетворительно ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого загадочного слова. По предположению автора древней Повести о Русско ...

Культура петровского времени.
В 18 веке произошел поворот к новому этапу в культурном развитии России, который в сущностных своих чертах соответствует европейскому понятию «век Просвещения». Русское Просвещение – важный период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от традиционной древнерусской культуры, которая сочетала в себе черты родового, ...

Ольга (945-957)
Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями правительности. На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику святых. Принятое Ольгой христианство было первым лучом истинного света, которому п ...