FullHistoria

Подробно о истории

Бремя «холодной войны».
Страница 1

История » Общественно-политическое развитие России после Второй мировой войны » Бремя «холодной войны».

После второй мировой войны на мировой арене столкнулись две различные политические линии, противоположные платформы. Одну отстаивали Советский Союз и страны народной демократии, другую — капиталистические государства. Противостояние этих двух систем привело к "холодной войне".

В годы "холодной войны" правила игры на международной арене до крайности упростились. Сверхидеологизация межгосударственных отношений породила черно-белое видение мира, который четко делился на "своих" и "чужих", "друзей" и "врагов". Каждый "выигрыш" США автоматически рассматривался как "проигрыш" СССР, и наоборот. С точки зрения главных участников конфронтации, квинтэссенцию внешнеполитической мудрости выразил старый лозунг: "Кто не с нами, тот против нас". В соответствии с этой логикой каждая страна должна была четко определить свое место по ту или по другую сторону в этом глобальном противостоянии.

"Холодная война" во многом была выбором американских политиков, которые искали средства мобилизации своего общества на поддержку силового глобалистского курса Вашингтона. Выбор "холодной войны" позволял и Сталину поддерживать в нашем обществе ощущение "осажденной крепости", необходимое ему для укрепления режима личной власти, давал лишний повод подавлять любые проявления "вольномыслия", которые немедленно объявлялись "идеологической диверсией" империализма. Логика конфронтации освобождала также от необходимости искать компромиссы и учитывать интересы партнеров на международной арене, считаясь с их позициями или своеобразием избираемого ими пути (Коммунист. 1990. № 7. С. 81.)

Идеология и практика сталинизма наложили негативный отпечаток на взаимоотношения Советского Союза с внешним миром. Они базировались прежде всего на представлениях о неминуемом и близком крахе буржуазного строя, о непримиримости противоречий между социализмом и капитализмом, обострении идеологической борьбы по мере строительства социализма.

Расширение после второй мировой войны сообщества стран, вставших на социалистический путь развития, не привело к ослаблению идеологии "осажденной крепости". Наоборот, большинство из этих стран также было втянуто в орбиту конфронтационного противостояния.

В этой обстановке в международных отношениях возникла двухполюсная структура, в которой роль главных антагонистов принадлежала СССР и США.

В итоге процесса политического размежевания переставали действовать многие соглашения и учреждения, созданные для поддержания мира и сотрудничества. Была парализована работа в ООН по коренным вопросам разоружения мира. В июне 1950 г. И.В. Сталин дал указание бой­котировать работу Совета Безопасности, заявив, что ООН является теперь не столько всемирной организацией, сколько организацией для американцев, действующей на потребу американским агрессорам.

Западные державы во главе с США в 1949 г. создают военно-политическую организацию Североатлантического пакта (НАТО). Затем последовательно в 1954 и 1955 гг. возникают еще два блока — СЕАТО и СЕНТО. В эти военные группировки США, Великобритания и Франция вовлекли еще 25 государств Европы, Ближнего Востока и Азии.

В свою очередь Советский Союз, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания в мае 1955 г. в Варшаве подписали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Была создана Организация Варшавского Договора.

На Западе возникновение НАТО объясняли "советской угрозой", старательно подчеркивали оборонительно-миротворческую роль этой организации. А в Советском Союзе не без оснований считали, что именно образование блока НАТО создавало угрозу для его безопасности и что созда­ние Организации Варшавского Договора в 1955 г. было только средством нейтрализации этой угрозы.

Одним из важнейших вопросов, возникших в международных отношениях в результате второй мировой войны, являлся "германский вопрос". На Потсдамской конференции (17 июля — 2 августа 1945 г.) главами правительств СССР, США, Великобритании были приняты решения о демилитаризации и денацификации Германии, которые предусматривали, что по мере выполнения условий безоговорочной капитуляции и решений конференции немецкий народ должен сам определить пути своего социально-экономического и государственного устройства. Для осуществления изложенных целей в Германии был установлен временный режим четырехсторонней оккупации.

Страницы: 1 2

Второй период оккупации
Влияние корейской войны. 26 июня 1950 г. на другой день после внезапного нападения Южной Кореи на КНДР , подготовленного и спровоцированного американским империализмом, Совет Безопасности ООН, созванный по требованию США, при отсутствии советского представителя принял незаконную резолюцию об оказании вооруженной помощи Южной Корее. Позж ...

Управление. Князь
В.Л.Янин и М.Х. Плешковский усматривают в новгородской республике нечто финаменальное, совершенно непохожее на социально - полити­ческую организацию древнерусских княжеств, в частности Киевского княжества, где господствовала якобы монархическое начало.[7] М.П. Толочко пишет о том, что "верховным гла­вой" в Киеве являлся велик ...

Изменение полномочий Сената XVIII века
Как я уже рассказывала в предыдущих параграфах данной работы, уезжая в 1711 году за границу, Петр Великий поручил все управление не «боярской думе», как это делалось прежде, а вновь установленному им учреждению – Сенату. В первое время на Сенат были возложены такие полномочия, как: высший надзор в делах суда, финансов и администрации; н ...