Особенности русской и российской ментальности в преодолении
советских стереотипов. На рубеже веков: от советской ментальности к российскойСтраница 2
Российская ментальность » Особенности русской и российской ментальности в преодолении советских стереотипов. На рубеже веков: от советской ментальности к российской
С одной стороны, сексуальные отношения в сознании россиян получили право существовать вне семейных и вообще вне каких-либо духовных ощущений. С другой – среди образованной части населения отношение и к этой сфере жизни стало более рациональным.
Е.Башкирова в статье «Трансформация ценностей демократического государства» [1, c. 3] пытается выявить структуру и динамику ценностных предпочтений в российском обществе, опираясь на данные эмпирических исследований (представлены данные двух социологических опросов – 1995 и 1999 г.). Анализ ответов россиян на вопросы по поводу традиционных, "общечеловеческих" ценностей позволяет выявить следующую иерархию приоритетов (по мере снижения их значимости): Как собрать двигатель ямз 7511.
семья - 97% и 95% всех опрошенных в 1995 и 1999 годах соответственно;
работа - 84% (1995) и 83% (1999);
друзья, знакомые - 79% (1995) и 81% (1999);
свободное время - 71% (1995) и 68% (1999);
религия - 41% (1995) и 43% (1999);
политика - 28% (1995) и 38% (1999).
Сразу бросается в глаза приверженность населения традиционным для любого общества ценностям (семья, общение), отношение к которым очень незначительно меняется в течение лет. Приоритет работы как источника дохода в условиях нестабильной, подверженной частым кризисам рыночной экономики тоже легко объясним. В то же время работа – это часто ещё и способ реализации интеллектуального и творческого потенциала человека.
Несколько неожиданно в иерархии ценностей располагаются религия и политика: ведь в ходе советской истории в стране активно культивировались атеизм и "политическая грамотность". Конституция Российской Федерации гарантировала каждому гражданину свободу исповедовать любое вероучение самостоятельно или сообща с другими. Либерализация законодательства в этой области привела к тому, что в конце 80-х – начале 90-х количество религиозных объединений в стране заметно выросло, Также законно было закреплено отделение церкви от государства, а, значит, и право находиться вне религии.
Так как в течение многих веков судьба русского народа была тесно связана с православием, другие религии (даже другие модели христианства) приживаются в обществе нелегко. Существует немало людей, которые считают православную церковь единственной хранительницей национальных духовных сокровищ По данным Всероссийского центра по исследованию общественного мнения 45 процентов россиян — православные верующие.
РПЦ играет существенную роль в жизни страны (достаточно вспомнить широко обсуждаемый проект с попытками введения в школах уроков православной культуры), что порой негативно сказывается на взаимоотношения представителей разных конфессий. Нынешнее состояние церкви напоминает ситуацию начала ХХ века: с одной стороны – социальная самоизоляция, с другой – тесное соприкосновение с государственным аппаратом.
В значительной степени процесс религиозной идентификации, религиозного просвещения рядовых россиян осложнен повсеместным распространением псевдомистических религий и культов. Новые, порой откровенно тоталитарные по смыслу и направленности доктрины, тем не менее, получают свой социальный заказ.
Православное духовенство обычно настраивает прихожан против различного рода "еретиков-сектантов" и чуть ли не предателей русских традиций, в число которых совершенно несправедливо попадают и мусульмане, и буддисты, и иудеи, и даже христиане других ветвей.
С другой стороны, религиозные меньшинства также пытаются сохранить свою веру. 90-е – время восстановления не только закрытых и разрушенных в сталинские годы православных церквей, но и костёлов, мечетей, синагог. Создаются религиозные общины, открываются религиозные школы и высшие учебные заведения.
В.И. Ленин. «Союзы борьбы за освобождение рабочего класса»
По настоящему соединить научный социализм с практикой рабочего движения удалось Владимиру Ильичу Ульянову-Ленину (1870—1924). Его теоретическая и практическая деятельность положила начало новому — ленинскому этапу в развитии марксизма. Как в свое время марксизм, родившийся в Германии, теоретически обобщил ход мировой истории, так и лени ...
Феодальная раздробленность и распад Киевской Руси
«Период феодальной раздробленности начался с 30-х годов XII в. и продолжался до конца XV столетия.». Многие историки объясняют феодальную раздробленность России, как правило, многодетностью русских князей. Которые делили свои земли на отдельные княжества между сыновьями. «Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престола (в зависи ...
Заключение.
Борьба за захват русских земель долгое время шла, прежде всего, между Тверским и Московским княжествами.
Поначалу преобладающие позиции принадлежали Тверскому княжеству. Почему же именно Москва возглавила процесс объединения? Некоторые плюсы заключались в географическом положении: через Москву проходили важные торговые пути, что способс ...